Исламская цивилизация в средние века.
Исламская цивилизация Возникновение и распад арабского халифата. ЦЕЛЬ УРОКА: Показать, как появление новой религии – ислама, в Аравии VII века , пестрой в социально - экономическом и культурном отношении, изменило сначала судьбы арабов, сыграв объединяющую и цивилизующую роль, а затем и большой части народов Азии, Европы, Африки. Задачи урока Сформулировать основы исламской цивилизации.Халифат – сила и слабость империи.Культура халифата. Примерно через столетие после падения Западной Римской империи в аравийском г. Мекка, где находилась главная языческая святыня - черный камень, по преданию принесенный архангелом Гавриилом, родился Мухаммед, основатель ислама (араб. - покорность) – религии, ныне исповедуемой каждым 8 жителем планеты.Столетие спустя после его смерти, к середине VIII созданное им и его преемниками государство занимало территорию, которая по своим размерам превышала территорию Римской империи или персидской державы Дария. Северная Африка, значительная часть Испании, Армения. Грузия, Хива, Бухара, Афганистан, северо-западные районы Индии. В арабский халифат (араб. - наместник) в период его наивысшего могущества входили: Сирия, Палестина, Месопотамия, Иран, Египет, За редким исключением . народы, попадавшие под власть халифов, принимали ислам и религиозный закон ислама. Складывался огромный по территории и численности населения мир, обладавший известным единством, пережившим халифат как таковой.(его распад начался уже в IX в., в 1055 г.турки-сельджуки захватили столицу халифата Багдад). Историки считают возмож-ным говорить о формировании арабо- мусульманской циви-лизации , имевшей свою специ-фику и обогатившей человече-ское сообщество значительными достижениями. Ее расцвет приходится на IX – X вв. Подлинной основой цивилизации является ислам. Священной книгой мусульман считается Коран(вручение себя Аллаху, покорность). Его истинным автором признают Аллаха (араб. – Бог). Коран состоит из сур - слов Мухаммеда, понимаемых как откровение Аллаха. Главный догмат ислама – «нет божества кроме Аллаха, и Мухаммед - посланник Аллаха» - утверждает принцип единобожия и налагает на последователей ислама обязанность подчиняться воле Аллаха. Догматика Корана очень проста. Спасение ждет тех, кто верит в Аллаха и его посланника Мухаммеда, через которого было дано Божественное Писание (Коран). Истинно верующий вверяет свою жизнь Аллаху, он должен быть добродетелен ,в установленное время совершать молитвы , поститься и хотя бы раз в жизни предпринять паломничество в святые места – Мекку. Каждому мусульманину вменяется в обязанность подавать милостыню.Верующие должны полностью вверять себя воле Аллаха. Эта мысль укрепляет веру в предопределение - фатализм. Мухаммеда не интересовали тонкости теологии. Он отвергал христианское учение о троичности Бога, спасении мира Христом(в Христе мусульмане признают одного из пророков Божьих - Ису).Он был более озабочен тем, чтобы определить этические и правовые нормы, следование которым считалось религиозным долгом верующих. Их исполнение сулит праведникам рай с чувственными наслаждениями, в описании которых Мухаммед был особенно красноречив. 4\5 добычи распределя -лось между непосредст -венными участниками сражения, а остаток считался долей Бога и раздавался бедным. Вскоре после смерти Мухаммеда к основным положениям новой религии было добавлено еще одно, сыгравшее огромную роль во всей последующей истории исламской цивилизации. Это вера в то, что священная война (джихад), распространение ислама с оружием в руках, является религиозным долгом. Мусульмане, погибшие в такой войне, автоматически признаются достойными рая. Благодаря тем, кто сражается за религию ,мусульманская община (умма) может считать свой долг выполненным. Проповедь ислама имела колоссальный успех. С одной стороны, эта религия была достаточно проста, понятна и увлекательна. С другой – в нее вошли многие положения христианства и иудаизма, хорошо известные покоренным арабами народам.Наконец, она была прямо обращена к арабам, которые объявлялись народом, избранный Аллахом, для приобщения неверных - убеждением или силой – к истинной вере. Кого захочет Бог поставить на прямой путь, сердце того он откроет для покорности; а кого захочет уклонить в заблуждение , у того сердце делает сжатым, стесненным…. Кто хочет, уверует, кто хочет будет неверным Изречение из Корана Почти одновременно с рождением ислама начала складывается арабская цивилизация. Первыми в пророчества Мухаммеда уверовали его жена, двоюродный брат Али и именитый купец Али Бекр. Потом ему принесли клятву верности жители города Медины, а в 630 г. во главе войска Мухаммед без боя вступил в Мекку – главный религиозный центр арабов. После смерти пророка (632 г.) его преемники – халифы раздвинули пределы государства на три материка.Абу Бекр за два года правления объединил все арабские племена.Омар за десять лет правления захватил Сирию, Палестину, Египет, Ливию ,западную часть Ирана. После смерти Омара победоносное шествие ислама по странам Востока продолжалось: в 40-50е гг. VII был окончательно завоеван Иран, Магриб. В VIII в. завоевания продолжались, хотя не так интенсивно. К этому времени империя простиралась от Атлантического океана до Инда, от Каспия до порогов Нила. Овладев Испанией, арабы вторглись в пределы королевства франков, однако Карл Мартелл остановил их нашествие. Дворец Альгамбра в Гранаде -шедевр арабо –мусульманской архитектуры Территория государства в 630 г. Арабский халифат при Омейядах 661-750 Местное население быстро исламизировалось. Этому способствовала экономическая политика халифата : мусульмане платили в казну только десятину, а те, кто сохранил свою веру, высокий поземельный налог(от одной до двух третей урожая) и подушную подать. Следует подчеркнуть особенность раннего ислама: религиозный фанатизм сочетался в нем с определенной терпимостью к христианам и иудеям. Им разрешалось сохранять традиционные верования и обычаи при условии уплаты специального налога . Эта терпимость была довольно быстро утрачена, но в эпоху расцвета арабо-мусульманской цивилизации составляла ее неотъемлемую черту. Мусульманский мир очень быстро раскололся на суннитов, признававших не только Коран, но и дополнения к нему - сунну, и шиитов (от араб. – партия, группа), эти дополнения отвергающие. За религиозным расколом стояла острая политическая борьба за верховенство в мусульманском мире. Внутренняя структура халифата стала оформляться во времена правления династии Омейядов (661 - 750), но некоторые ее основы были заложены раньше. Сам Мухаммед выступал как политический деятель и как религиозный вождь, и эта традиция продолжала существовать в дальнейшем, придавая исламскому государству своеобразие. Халиф – заместитель Мухаммеда, посланника Аллаха – обладал всей полнотой власти, и духовной (имамат), и светской (эмират). Восстать против халифа означало восставать против Аллаха. Ислам был сутью государства, силой, скрепляющей, цементирующей цивилизацию Распространение новой религии было важнейшим объединяющим фактором. Арабский язык стал государственным в пределах халифата.Для управления страной был создан большой и разветвленный бюрократический аппарат.Центральная власть опиралась на полицию и армию, которая теперь получала жалованье от казны или земельные наделы.Главный залог силы государственной власти было право верховной собственности на землю. Частной собственности почти не было. Казенные земли, розданные за службу, передавались сыну, если он наследовал должность отца. Это касалось владений, принадлежащих правящей династии и религиозным учреждениям. Богатые многонаселенные города, где процветали торговля и ремесло, находились под строгим контролем государства. Багдад считался одним из величайших городов тогдашнего мира. Здесь торговали лесом, фарфором, мехами, пряностями, шелком, дамасской сталью, вином –всем, что производилось в Индии, Африке, Китае, Средней Азии. Преобладание арабской торговли отразилось в языке: базар, магазин, атлас, тариф, цифра. Положение личности было вполне традиционно для восточной деспотии: человек мог неожиданно вознестись на самый верх социальной лестницы и так же внезапно оказаться в нищете или погибнуть по прихоти власть имущих. Центральная власть не справлялась с сепаратиз-мом: в наместничествах, на которые была разделена империя ,истинными хозяевами были эмиры. В их распоряжении находи-лись финансы, армия, бюрократический аппарат. К IX в. они превратились в почти независимых государей. Империя стала распадаться на части. Необычайно своеобразная и яркая культура расцвела в средневековье на арабо – мусульманском Востоке. Распад халифата не повлиял на нее отрица-тельно: в X – XI вв. арабо – мусульманская культу-ра переживала свой наи-высший взлет, обуслов-ленный рядом причин. Городская культура арабов уже в VII в. достигла довольно высокого уровня: был выработан литературный язык, развивалось поэтическое творчество и ораторское искусство .В халифат включились культурные центры с давними традициями, которые оказывали мощное влияние на духовную жизнь арабов На территории завоеванного Ирана творили выдающиеся поэты и ученые: Фирдоуси, прославившийся поэмой «Шах – наме» ( «Книга о царях»), ученый – энциклопедист Ибн Сина (Авиценна), астроном Бируни.В Александрии, в городах Сирии арабы знакомились с плодами искусств и наук. Переводы с греческого на арабский язык начали появляться в конце VII- начале VIII вв. Арабы сохранили для мира Аристотеля, Эвклида, Гиппократа и других греческих философов и ученых. Арабская астрономия, медицина, алгебра, философия были на порядок выше европейской науки того времени. Система орошения полей, некоторые с\х культуры (рис, цитрусовые)были позаимствованы европейцами у арабов. Расцвету арабской культуры способствовало достаточно терпимое отношение к чужим традициям. В особо привилегированном положении (на первых порах ) были христиане и иудеи, которых мусульмане уважительно называли «людьми Писания». Арабо-мусульманское влияние на Европу было ограниченным, что вызвано религиозными различиями. Христианская Европа предпочла воспламенить религиозную ненависть к исламу и эти усилия дали «плоды» - крестовые походы (конец XI – XIII вв.). Однако после крестовых походов европейская медицина, география и другие науки развивались под влиянием трудов арабских ученых. Мощный толчок европейскому рационализму дали еврейские, арабские и персидские философы, хорошо знакомые с Аристотеля. Светская поэзия в Европе, очагом которой явилась Южная Франция , вобрала в себя некоторые традиции персидской любовной лирики. Домашнее задание: Для подготовки материал :Загладин Н.В. Всемирная история, 10 класс, п.15, вопросы;КонспектВопросы к параграфам