Презентация по литературе на тему Нравственные проблемы в рассказе В.Г.Распутина Уроки французского


Валентин Григорьевич Распутин 15 марта1937-14 марта 2015 пос. Усть-Уда Иркутской области В начале пути Родился в крестьянской семье; детство провёл в деревне Аталанка. Закончив местную начальную школу, вынужден был один уехать за пятьдесят километров от дома, где находилась средняя школа Об этом периоде впоследствии будет создан знаменитый рассказ «Уроки французского» — 1973 г.). После школы поступил на историко-филологический факультет Иркутского университета. журналист Окончив университет в 1959 г., В.Распутин несколько лет работал в газетах Иркутска и Красноярска, часто бывал на строительстве Красноярской ГЭС и магистрали Абакан — Ташкент. Очерки и рассказы об увиденном позже вошли в его сборники «Костровые новых городов» и «Край возле самого неба». творчество Печататься начал в 1951 году. Автор книг : очерков "Край возле самого неба», "Костровые новых городов», рассказов "Я забыл спросить у Лешки», "Человек с того света», "Продается медвежья шкура», "Василий и Василиса» С 1966 г. Валентин Распутин – профессиональный литератор, С 1967 – член Союза писателей СССР. Первая книга рассказов Распутина «Человек с этого света» была издана в 1967 г. в Красноярске. В том же году выходит повесть «Деньги для Марии». В полную силу талант писателя раскрылся в повести «Последний срок» (1970), заявив о зрелости и самобытности автора. Затем последовали рассказ «Уроки французского» (1973), повести «Живи и помни» (1974) и «Прощание с Матерой» (1976). В 1981г вышли новые рассказы: «Наташа», «Что передать вороне», «Век живи — век люби». Появление в 1985 г. повести В.Распутина «Пожар», отличающейся остротой и современностью поднятых проблем, вызвало большой интерес у читателя. В 1995 г. вышли в свет его рассказ «В ту же землю»; очерки «Вниз по Лене-реке»; в 1996 — рассказы «Поминальный день»; в 1997 — «Нежданно-негаданно»; «Отчие пределы» («Видение» и «Вечером»). В 2004 г. опубликовал книгу «Дочь Ивана, мать Ивана». Общественно-политическая деятельность В 1989-90 — Народный депутат Верховного Совета СССР В.Г.Распутин выступал с горячими патриотическими речами против поворота сибирских рек, впервые процитировал слова П. А. Столыпина о «великой России»:«Вам нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия». В июле 1991 года подписал обращение «Слово к народу».Летом 1989 года на первом съезде народных депутатов СССР В.Г. Распутин впервые высказал предложение о выходе России из СССР.В 1990-91гг. — член Президентского совета СССР В Иркутске Распутин содействует изданию православно-патриотической газеты «Литературный Иркутск». В кругу единомышленников награды Герой Социалистического Труда (1987) два ордена Ленина (1984, 1987)Трудового Красного Знамени (1981)Знак Почета (1971)Орден За заслуги перед Отечеством III степени (8 марта 2007) лауреат Государственной премии СССР (1977, 1987), международной премии имени Федора Достоевского, премии Александра Солженицына (2000), Всероссийской литературной премии имени Сергея Аксакова (2005).Почётный гражданин Иркутска (1986) Цель урока: * проанализировать проблематику рассказа; *ознакомиться с жанровым образованием «мемуары о детстве»; * выяснить, какие уроки несёт данное произведение; * раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым живут герои В. Распутина. Задачи: учащиеся должны знать некоторые факты из жизни и творчества писателя;уметь анализировать мотивы поведения мальчика и учителя;понимать трудности послевоенного времени, отражённого в рассказе. Валентин Григорьевич Распутин Я написал этот рассказ в надежде, что преподанные мне в своё время урокилягут на душу как маленького,так и взрослого читателя. Поразмышляем. Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях. Л.Н.Толстой. Валентин Распутин Продолжает традиции русской классической прозы с точки зрения нравственных проблем.Ключевые слова в его творчестве – совесть, память. Из истории создания рассказа « Рассказ, героиней которого стала Лидия Михайловна, я посвятил другой учительнице – Анастасии Прокопьевне Копыловой. Рассказ был впервые опубликован в 1973г. в нашей иркутской комсомольской газете «Советская молодежь» в номере, посвященном памяти Александра Вампилова. Анастасия Прокопьевна – его мать. Глядя в лицо этой удивительной женщине, нестареющей, доброй и мудрой, не раз вспоминал я и свою учительницу и знал, что детям было хорошо и с той, и с другой». Лидия Михайловна Молокова -прототип героини Распутина "Лидия Михайловна, как и в рассказе, всегда вызывала во мне и удивление, и благоговение... Она представлялась мне возвышенным, почти неземным существом. Была в нашей учительнице та внутренняя независимость, которая оберегает от ханжества. Совсем еще молодая, недавняя студентка, она не думала о том, что воспитывает нас на своем примере, но поступки, которые для нее сами собой разумелись, становились для нас самыми важными уроками. Уроками доброты". Лидия Михайловна Молокова . Героиня знаменитого рассказа Валентина Распутина "Уроки французского" жила в последнее время в Нижнем Новгороде. Запомни Автобиография - описание своей жизни Тема - круг жизненных явлений, которые отобрал писатель для своего произведения, то, что положено в основу художественного произведения Идея - главная мысль произведения Рассказ - жанр эпоса, небольшое по объему произведение, посвященное отдельному событию из жизни героя Портрет - описание внешности персонажа в литературном произведении Антитеза - противопоставление Тема и идея рассказа. Тема произведения – жизнь в послевоенные годы. Идея рассказа «Уроки французского»: самоотверженная и бескорыстная доброта – вечная человеческая ценность.Окончание рассказа говорит о том, что даже после расставания связь между людьми не нарушается, не исчезает: «Среди зимы, уже после январских каникул, мне пришла на школу по почте посылка… в ней лежали макароны и три красных яблока… Раньше я видел их только на картинке, но догадался, что это они». «МЕМУАРЫ О ДЕТСТВЕ» Черты:1) итоговость, назидательность2) «троичность» повествования: отражение действительного мира, его реалий в детском восприятии и взгляд взрослого человека в виде воспоминания3)светло-грустная тональность (представление о детстве в голубом и розовом свете), у взрослого человека – темные мазки в восприятии4) Сложные пространственно-временные отношения (кольцевое обрамление или временные «включения») ВЫВОД: Писатель говорит в рассказе об уроках доброты, о благодарной памяти, о духовном опыте человека, о том, какое значение имеет детство в жизни каждого из нас, как оно определяет нашу судьбу «И если, уйдя от человека, добро возвращается к нему через много лет совсем с другой стороны, тем больше оно обошло людей и тем шире был круг его действия» План рассказа Одиночество мальчика2. Драка 3. Занятия французским языком 4. Игра в «замеряшки» 5. Лидия Михайловна уехала План рассказа 1. Одиночество мальчикаА)«Но едва я оставался один, сразу наваливалась тоска» Б) «Не было в тот день и не могло быть во всем белом свете человека несчастнее меня». 2. Драка - «Но больше всего подгонял голод. Снова избили. Нужен был рубль — уже не на молоко, а на хлеб». 3. Занятия французским языком - «Я шел туда как на пытку»4. Игра в «замеряшки» - «Что ж, давайте играть по-настоящему, Лидия Михайловна, если хотите». 5. Лидия Михайловна уехала - «Раньше я видел яблоки только на картинках, но догадался, что это они». Главный герой рассказа ( Михаил Егоров)кадр из фильма Е. Ташкова Характеристика мальчика (черты его характера): нравственная стойкость;жажда знаний;чувство собственного достоинства. Основные черты героя ЖАЖДА ЗНАНИЙ НРАВСТВЕННАЯ СТОЙКОСТЬЧУВСТВО СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВАЧЕСТНОСТЬУПОРСТВОСМЕЛОСТЬВОЛЯСАМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ (Пример из текста.) «Я нагнулся, тихонько ударил по ближней монетке… но отпустить уже её не успел: кто-то вдруг сильно поддал мне сзади коленом, и я неловко, склонённой вниз головой, ткнулся в землю. Вокруг засмеялись.» Кто в рассказе – носитель доброты? Мать Лидия МихайловнаДиректор Василий АндреевичШофёр дядя ВаняВадикПтахаФедькаТишинТетя Надя Добр ли мир, окружающий мальчика? Каковы приметы этого мира, его жизненные реалии? ДОБРО - ВЕЧНАЯ ЦЕННОСТЬ! 1948 годГолодный и холодный. Плохо всем. «я глотал сам и заставлял глотать сестрёнку ростки проросшей картошки и зёрен овса и ржи, чтобы развести посадки в животе, - тогда не придётся всё время думать о еде»«я постоянно недоедал»«у меня часто ни с того ни с сего принималась вдруг кружиться голова» Лидия Михайловна( актриса Т. Ташкова)кадр из фильма Е.Ташкова Она сидела передо мной аккуратная вся, умная и красивая, красивая и в одежде своей, и в своей молодой поре, которую я смутно чувствовал, до меня доходил запах духов от неё…; к тому же она была учительницей не арифметики какой-нибудь, не истории, а загадочного французского языка, от которого тоже исходило что-то особое, сказочное, неподвластное любому-каждому, как, например, мне. Характеристика Лидии Михайловны: Умная и красивая.«Человек необык-новенный, непохо-жий на всех осталь-ных».«…особенное, какое-тосказочное существо». Учительница Умная и красивая«Особенное, какое-то сказочное существо»«Человек необыкновенный, не похожий на всех остальных»«Учительница… загадочного французского языка» * СМЕЛОСТЬ* ЧУВСТВО СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА* ЧЕСТНОСТЬ* ДОБРОТА* МИЛОСЕРДИЕ* ЧУТКОСТЬ* ЩЕДРОСТЬ* ОТЗЫВЧИВОСТЬ Удивительно, но Лидия Михайловна, оказывается, не помнила, что она похожим же, как в рассказе, образом отправляла мне посылку с макаронами….Но , поразмыслив, я понял, что удивительного тут в сущности нет ничего: истинное добро со стороны того, кто творит его, имеет меньшую память, чем со стороны того, кто его принимает…Добро бескорыстно, и в этом его чудодейственная сила. ПРЕСТУПЛЕНИЕ ли поведение Лидии Михайловны? -Чем закончилась игра? Как ведёт себя Лидия Михайловна в разговоре с директором? Почему не объяснила свой поступок директору? Земные несчастья закаляют человека в труде, нужде, суровой жизни, дают ему необходимый опыт. Где границы добра?Почему надо помогать людям?Как понимаете слово «добро»? Нет в мире прекраснее чувства, чем ощущение, что ты сделал людям хоть каплю добра. Л.Толстой Умей чувствовать рядом с собой человека, умей читать его душу, увидеть в его глазах радость, беду, несчастье, горе. В.А. Сухомлинский Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях. Л.Н. Толстой Чтобы поверить в добро, надо начать делать его Л.Н. Толстой Синквейн к рассказу В.Распутина «Уроки французского» Доброта Душевная, искренняя Направляет, наставляет, учит. Доброе отношение к людям – смысл жизни. Домашнее задание 6 кл: Ответить на вопрос (3-5 предложений):«Почему герой чувствует вину?»5 кл: Прочитать рассказ К.Паустовского «Теплый хлеб» ? Заключение На этом уроке вы познакомились с творчеством Валентина Григорьевича Распутина – прочитали рассказ «Уроки французского».Вы узнали:о трудностях послевоенного детства писателя;о доброте, которая изменила судьбу мальчика;об особенностях автобиографического рассказа. Иди дорогою добра! «Уроки французского» - уроки доброты Спасибо за урок. Используемыеисточники информации: Википедия – свободная энциклопедияhttp://ru.wikipedia.org/wiki/Фестиваль педагогических идейhttp://festival.1september.ru/artikles/103315/