Презентация Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДОНСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» Презентация к выпускной квалификационной работе Выполниластудентка 6 курсаотделения 050146Горанчук Татьяна Михайловна Тема:«Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников» 2015 год Проблемой нашего исследования является создание педагогических условий для нравственного воспитания школьников, а так же определение места нравственной культуры в структуре содержания образования.Педагогические условия - это обстоятельства процесса обучения, которые являются результатом целенаправленного отбора конструирования и применения элементов содержания, методов, а также организационных форм обучения для достижения определенных дидактических целей. Цель исследования: изучение педагогических условий нравственного воспитания младших школьников.Объект исследования – нравственное воспитание младших школьников.Предмет исследования – педагогические условия нравственного воспитания младших школьников.Гипотеза исследования: мы предположили, что наиболее успешно процесс формирования нравственного воспитания будет происходить при создании определенных педагогических условий. Теоретической основой исследования явились научные труды по проблемам нравственного воспитания младших школьников и возрастной психологии : Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности школьника. Нравственное воспитание – это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали.Основные задачи нравственного воспитания:1. формирование нравственного сознания; 2. воспитание и развитие нравственных чувств; 3. выработка умений и привычек нравственного поведения Результатом нравственного воспитания является нравственная воспитанность. Она характеризуется зрелостью нравственного сознания: моральной образованностью, способностью анализировать, судить о явлениях жизни с позиций нравственного идеала, давать им самостоятельную оценку. Современные проблемы духовно-нравственного воспитания 1) Постоянное воздействие различных потоков информации на душу ребёнка2) Разрушительная антидуховная пропаганда в СМИ (культ насилия, жестокости, праздности)3) Низкий уровень духовно-нравственной культуры родителей4) Некомпетентность в вопросах становления и воспитания детей Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы мы решили следующие задачи:1.Осуществили анализ научной литературы по проблеме исследования;2.Выявили эффективные педагогические условия для формирования нравственного сознания, мышления, чувств младших школьников в учебно-воспитательной деятельности;3. Подобрали методы исследования нравственного воспитания младших школьников в учебной деятельности;4. Провели экспериментальное исследование и интерпретировать полученные результаты; 5. Подвели итоги, сформулировали выводы. Цель опытно-экспериментальной работы:изучение и совершенствование педагогических условий в процессе нравственного воспитания учащихся начальной школы в учебно-воспитательной деятельности. В группу «испытуемых» вошли учащиеся 3Б класса МБОУ СОШ №14 г. Новошахтинск в количестве 10 человек. Исследование состоит из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного. На констатирующем этапе исследования нашей целью являлось определение уровня нравственной воспитанности детей, складывающегося из их личного опыта.В качестве исходного материала, на котором изучался нравственный опыт младших школьников, были выбраны такие моральные нормы, как «ответственность» и «доброжелательность» Для определения уровня сформированности нравственного качества «доброжелательность» мы провели тест – опрос «Добрый ли я» (автор Л.В. Голодова.)Данный тест является средством самопознания, самоанализа учениками личностных свойств, побуждения их к саморазвитию и самосовершенствованию.Результаты теста:Высокий уровень не показал никто – 0% Средний уровень – 6 человек , что составляет 60 % респондентов.В группу респондентов с низким уровнем вошли 4 человека, что составляет 40 % . Для изучения уровня сформированности нравственного качества «ответственность» и её личной направленности (интернальной - экстернальной) мы использовали методику решения воображаемых экспериментальных ситуаций, разработанную М.В.Матюхиной, С.Г. Яриковой, которая называется «10 воображаемых ситуаций».Результаты диагностики: высокий уровень не показал никто – 0%; в группу со средним уровнем можно внести 4 человека, что составляет 40 % респондентов; в группу с низким уровнем вошли 6 человек, что составляет 60% респондентов.Отсюда следует, что необходима целенаправленная работа, направленная на ликвидацию разрыва между их нравственными представлениями и особенностями поведения в повседневной жизни, а также систематическое педагогическое подкрепление. Система работы по нравственному воспитанию младших школьников Цель формирующего этапа эксперимента: разработать и апробировать систему работы по нравственному воспитанию младших школьников при создании определенных педагогических условий. В данном исследовании формирование нравственных ценностных ориентаций нам представляется наиболее эффективным при использовании следующих форм, методов и приемов работы с младшими школьниками: это - общение, размышления, беседы, упражнения, игры, рисование на заданную тему. Мероприятия формирующего этапа: 1.Вводное занятие. Урок нравственности «Что значит быть нравственным? Золотое правило нравственности ».2. Классный час "Добро и зло"3. Творческое занятие - игра «Волшебные очки». 4.Классный час « Что такое доброта».5. Творческое задание « Дерево доброты»6 . Беседа – размышление «Добрым быть совсем не просто» 7. Час общения «Моя семья и мои обязанности».8. Час общения « Общественные обязанности». 9-10 . Часы общения «Я должен, я могу, я хочу» Мероприятия формирующего этапа: Мероприятия формирующего этапа: Цель контрольного этапа эксперимента: сравнить результаты констатирующего и контрольного замеров диагностики нравственной воспитанности. Тест-опрос «Добрый ли я». Результаты 2-го замера:в группу высокого уровня вошли 4 человека (40 %) респондентовв группу среднего уровня вошли 6 человек (60%) респондентовв группу с низким уровнем - 0 человек (0%).Сравнительные диаграммы тестов 1-го и 2-го замеров:
Результаты 2-го замера диагностики «10 воображаемых ситуаций» в группу высокого уровня вошли - 3 человека - (30%) респондентов, в группу среднего уровня – 7 человек - (70%) респондентов; в группу низкого уровня – 0 человек (0%).Сравнительные диаграммы тестов 1-го и 2-го замеров: Анализируя результаты I и II замера диагностической работы, мы можем констатировать рост качества теоретических знаний основ нравственного поведения испытуемых учащихся; также большинство детей показали умение и реализовывать эти знания в реальной жизненной ситуации.На диаграммах хорошо видна динамика роста нравственной воспитанности у детей по двум методикам. По показателю нравственной воспитанности, нравственного поведения дети показали значительное улучшение, ученики стали более ответственными, лучше понимают нравственные и этические правила поведения. Низкого уровня нравственной воспитанности нет не у кого. Гипотеза нашего исследования подтверждена.Хорошего результата мы добились благодаря созданию необходимых педагогических условий и выбору правильных форм и методов воспитательной работы. В процессе нравственного воспитания мы заботились о том, чтобы в детском коллективе складывались зрелые отношения, способствующие выработке у школьников нравственно - волевых качеств. Механизм нравственного воспитания: Знания и представления мотивация + чувства и отношения навыки и привычки + поступки и поведение нравственное качество Спасибо за внимание