Системно — деятельностный подход при изучении окружающего мира.Формирование УУД.


Методы системно - деятельностного подхода при изучении окружающего мираСистемно - деятельностный подход – это метод обучения, при котором обучающийся не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности. Системно-деятельностный подход определяет необходимость представления нового материала через развертывание последовательности учебных задач, моделирования изучаемых процессов, использования различных источников информации, в том числе информационного пространства сети Интернет, предполагает организацию учебного сотрудничества различных уровней (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – группа).   Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознавая при этом цель своей деятельности.2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения.3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о 4) Принцип минимакса – заключается в возможности освоения содержания образования на максимальном для него уровне.5) Принцип психологической комфортности –создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, где ребенок осознает свое место в учебно-воспитательной деятельности.6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности. Уроки учебно - деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы: уроки «открытия» нового знания (ОНЗ); уроки рефлексии (Р); уроки общеметодологической направленности; уроки развивающего контроля.    Технология системно-деятельностного метода предполагает следующую последовательность шагов на уроке: 1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. 2. Актуализация знаний и предъявление проблемной ситуации.3. Выявление места и причины затруднения. 4. Построение проекта выхода из затруднения 5. Реализация построенного проекта. 6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. 7. Включение в систему знаний и повторение. 9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) Технология системно-деятельностного метода предполагает следующую последовательность шагов на уроке: 1 этап – Мотивация ***(самоопределение) к учебной деятельности. Этот этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. Он имеет своей целью организовать внимание учащихся, настроить  на серьезную работу, определив требования к ним со стороны учебной деятельности («надо»); создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность («что я хочу узнать, чему научиться »)Урок на тему: Горные экосистемы.   2 этапом урока – Актуализация знаний и предъявление проблемной ситуации*** (фиксация индивидуального затруднения). Данный этап предполагает подготовку мышления детей к проектированной деятельности.Этот этап я начала с устной работы с применением ИКТ и раздаточного материала, с помощью которых обучающиеся систематизировали свои знания и прогнозировали, о чем пойдет речь на уроке, что развивает интерес к уроку. Задание***Расположите названия природных зон с севера на юг по кармашкам (в парах). Как можно назвать эту схему, этот порядок расположения природных зон (зональность). От чего зависит природная зональность?Здесь недостаточно перечислить природные зоны (как использовалось в традиц. сист. образ), а необходимо выложить их в определенном порядке. Здесь уже заложена система. Ребенок выполняет задание, анализируя и систематизируя свои знания. Кроме того, через свое действие он еще раз вспоминает, повторяет пройденный материал. Следующее задание направлено на развитие умения вычленять главное. Задание***Найдите природную зону по описанию (ромашка, выбор детей). По каким ключевым словам определили? Изучая природные зоны, на какие особенности обращали внимание? (Природные условия, растительный и животный мир.)  Обязательно обсуждают, какова цель данного этапа, данных действий ученика. Делают выводы и границы знания и незнания по теме природные зоны. В качестве проблемной ситуации предложен диалог Лены и Миши. Задание***Кто прав? Есть на земле участки, где можно сразу встретить несколько природных зон? Где такое возможно? На этапе постановки проблемы, обучающиеся опираясь на свой личный жизненный опыт, делятся своими наблюдениями за окружающим миром, развивая умение анализировать, сопоставлять, выявлять проблему и делать выводы (несмотря на то, что объяснить расположение зон в горах в порядке их расположения на равнине не могут) 3 этап урока - Выявление места и причины затруднения.*** Использование проблемной ситуации позволило учащимся определить тему урока, способствовало возникновению познавательного интереса к предмету,   такие задания  создают установку на плодотворную работу, задается положительный эмоциональный настрой. Задание***Кто догадался, какая тема урока? (Горные экосистемы)Сравним с учебником. Как понимаете? (не просто природные зоны гор, а еще и взаимосвязи живой и неживой природы внутри этих зон)На данном этапе учитель организует выявление обучающимися места и причины затруднения. Выясняют каких знаний им не хватает, чтобы устранить затруднение и объяснить порядок расположения горных экосистем. Построение проекта выхода из затруднения*** («открытие детьми нового знания»). На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: 1) ставят цель*** (на данном этапе целеполагание происходит с помощью учителя – даны ключевые слова: познакомиться*** - горными системами (высотные пояса),объяснить*** – расположение горных систем, рассмотреть*** – растительный и животный мир гор и их взаимодействие между собой и с неживой природой; дети предлагают а потом обобщают и ставят цель изучить*** горные экосистемы) 2) строят план достижения цели, предполагается выбор учащимися метода разрешения проблемной ситуации, построение плана достижения цели. Осознание учащимися типа урока и цели урока автоматически повышает активность учеников на уроке, дает возможность каждому ученику действительно быть субъектом и организатором учебного процесса, младшим коллегой и единомышленником учителя.   При составлении плана урока недостаточно дать готовый план, поэтому я предложила выбрать соответствующий план из нескольких, незначительно, но принципиально отличающихся друг от друга, устанавливая причинно-следственную связь.Задание***Выберите из предложенных наиболее подходящий план урока, объясните почему.Какова цель данного этапа работы? (научиться ставить цели и в соответствии с этим планировать свою деятельность) Нужно ли в жизни? (формирование УУД)Природные условия (угол падения солнечных лучей и количество тепла, осадки)Особенности природных систем гор(понятие «высотные пояса»)Особенности растений(приспособленность растений к высотным поясам)Особенности животных 4 этап – Реализация построенного проекта.*** На данном этапе необходимо организовать: решение исходной задачи (обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково, уточняется характера нового знания). Задание***У вас есть листочек юного наблюдателя. По ходу изучения темы вы можете, как всегда, свои мысли и выводы записывать на этот листочек и вклеить в нашу тетрадочку. Какими пометками можно пользоваться? (схем. рисунок, знаки, символы, ключевые слова)  Открытие новых знаний идет по выбранному плану с использованием деятельностного подхода (работа с пазлами, схемами, картинками, самостоятельно и в парах), опираясь на личный опыт.Задание***Кто бывал в горах? Что вы наблюдали при подъёме к вершине? (что становится холоднее и растительность меняется: травы, леса, мелкие кустарники, на вершинах снег)Как же располагаются природные зоны в горах? Соберите пазлы, узнайте, какие природные зоны встречаются в горах. Выложите в нужном порядке.  Целесообразно уточнить, какой способ работы они хотели бы выбрать (в парах), и объяснить почему (например: работа необычная, самостоятельно могут не справиться, работа на открытие нового знания, нового понятия).Детям предлагаются разрезные картинки с названием высотных поясов гор (ледники, «Альпийские луга», горные леса, горные степи). Изображения фиксируются на доске без подписи высотных поясов, что позволяет еще раз обращаться к своим действиям, развивая УУД сравнивать, анализировать, сопоставлять.Задание***Сопоставьте эти картинки с природными зонами, расположенными на равнинной поверхности. Сравните порядок (горные ледники – ледяные пустыни, альпийские луга – тундра, горные леса – лесная зона, горные равнины – степи).После данного этапа работы делаем выводы, выясняем цель этого этапа работы (для чего), его необходимость. Обязательно акцентируем внимание на:Задание***Какое умение формировали? (умение систематизировать свои знания, сопоставлять, соотносить), нужно ли в жизни это умение? Задание***Как же можно назвать одним словом природные зоны гор, горные системы? На стр. 43 найдите название. (УУД – работа с источниками информации)Развитие универсального учебного умения работать с информацией является основой этого этапа. Это и извлечение информации из учебника, энциклопедий, видеофрагмента «Кавказ», а также из опыта своего и других людей. Информацию об особенностях растительного мира высотных поясов предлагается найти в учебнике (УУД – работа с источниками информации, выделение главного, выяснение причинно-следственных связей), информацию об особенностях животного мира высотных поясов – из видеофрагмента «Каквкз» (задание имеет гражданско-патриотическую направленность – олимпийские игры 2014, одновременно вводится региональный компонент, акцентируется внимание на Уральские горы и расположение высотных поясов).Каждое новое знание и умение фиксируется в переработанном виде (рисунок, схема, символ, ключевое слово) на листочке открытий. Делают основной вывод. Кроме того, на листочке предлагается оценить себя за каждое выполненное действие (закрасить круги) 5 этап - Первичное закрепление.Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении жизненных задач с проговариванием их во внешней речи (фронтально, в парах или группах). На данном этапе закрепляются   аспекты изучаемой темы, повышается степень самостоятельности учащихся.  В ходе работы использовался  частично – поисковый метод (это страницы энциклопедии, в которых описаны без названия редкие животные и растения горных экосистем, которые необходимо сопоставить с предложенными изображениями и названиями этих животных и растений). Более того их необходимо поместить в свой «высотный пояс» гор, изображенных на доске. Задание***Странички энциклопедии. С учителями.Я приготовила вам странички из энциклопедии. По описанию догадайтесь, о каком растении и животном идёт речь.Какой способ работы хотели бы выбрать? Почему? Какие правила работы в группе вам особенно пригодятся? Как выбрать отвечающего? Определите высотный пояс, в котором оно обитает.Разместите на доске.Что объединяет всех этих обитателей?Что такое Красная книга?Какое задание мы сейчас выполняли? Для чего? Можем ли мы применять в жизни эти знания? Где? Как?- Какие умения развивали? 6 этап – рефлексия. Итог и оценивание.На данном этапе я вместе с учащимися подвожу итог урока, дети сообщают о своём отношении к уроку. Объясняют, что было нового, что усвоили, пригодится ли это в дальнейшей жизни, как можно применять знания в жизни. Подводят итоги своего личного оценивания и объективно определяют общую оценку за урок.Домашнее задание предлагаются разного уровня, каждый ученик, может выбрать задание по своим способностям. В программе обучения в курсе «Окружающий мир» преобладают поисковая и творческая деятельность: дети поставлены в условия, когда могут самостоятельно добывать знания, применять их в нестандартных ситуациях, размышлять, фантазировать, играть. Таким образом, использование системно-деятельностного подхода на уроках окружающего мира создаёт необходимые условия для развития умений обучающихся самостоятельно мыслить, анализировать, отбирать материал, ориентироваться в новой ситуации, находить способы деятельности для решения практических задач, условия для развития УУД: таких, как умение прогнозировать, планировать свою деятельность, умение систематизировать. 1 этап: актуализация знаний учащихся, предъявление проблемной ситуации.2 этап: организует взаимодействие учащихся, организует решение, сбор и обсуждение результатов в парах.3 этап: организует поиск рационального способа решения учебной задачи, организовать самостоятельное выполнение учащимися заданий, организовать самопроверку учащихся своих решений.4 этап: контроль и коррекция знаний, предоставление возможности выявления причин ошибок и их исправления.5 этап: контроль за результатом учебной деятельности, оценка знаний.Действия учителя 1 этап: закрепляет умение анализировать, обобщать, формулировать умозаключения.2 этап: применение полученных ЗУН в измененных условиях (работа в паре), осуществление взаимоконтроля.3 этап: закрепляет умение работать самостоятельно, контроль за правильностью выполнения своих действий.4 этап: применение полученных ЗУН на практике, 5 этап: самостоятельное подведение итогов урока, самоанализ и самооценка. Действия ученика