Презентация по литературному чтению Басня как литературный жанр


Баснякак литературный жанрПанкова Мария НиколаевнаУчитель начальных классовШкола №35Г. Нижний Новгород ФиФФИли «Когда первобытный человек почувствовал себя человеком, он оглянулся вокруг себя и впервые задумался о мире и о себе. По существу, это были два вопроса: - как устроен мир?как должен вести себя в этом мире человек? На первый вопрос он ответил мифом. На второй вопрос – басней» (М. Л. Гаспаров «Басни Эзопа») Эзоп Жан де Лафонтен И.А. Крылов А.П. Сумароков В.И. Майков И.А. Крылов И.И. Хемницер И.И. Дмитриев В.К. Тредиаковский М.В. Ломоносов «Лисица и виноград» Голодная лисица увидела виноградную лозу со свисающими гроздьями и хотела до них добраться, да не смогла; и, уходя прочь, сказала сама себе: «Они ещё зелёные!»Так и у людей иные не могут добиться успеха по причине того, что силы нет, а винят в этом обстоятельства. 1621 - 1695 «Лисица и виноград»Лис-гасконец, а быть может, лис-нормандец (Разное говорят),Умирая с голоду, вдруг увидел над беседкойВиноград, такой зримо зрелый, В румяной кожице! Наш любезник был бы рад им полакомиться,Да не мог до него дотянуться И сказал: «Он зелен –Пусть им кормится всякий сброд!»Что ж, не лучше ли так, чем праздно сетовать? Иван Андреевич Крылов(1769 – 1844) «Лисица и виноград»Голодная кума Лиса залезла в сад;В нем кисти винограду рделись.У кумушки глаза и зубы загорелись,А кисти сочные, как яхонты, горят;Лишь то беда, висят они высоко:Отколь и как она к ним ни зайдет,Хоть видит око,Да зуб неймет.Пробившись попусту час целой,Пошла и говорит с досадою: «Ну, что ж!На взгляд –то он хорош,Да зелен – ягодки нет зрелой:Тотчас оскомину набьешь. Мораль – нравственные правила, которым следуют в обществе и домашней жизни (логический, поучительный вывод из чего-нибудь).Аллегория (в переводе с греческого – иносказание) – изображение человека или иного предмета через другого человека или другой предмет: лиса – хитрый человек, заяц, ягнёнок – беззащитный человек, волк – злой, бессердечный человек.Олицетворение – присвоение предметам неживой природы свойств живых существ. План сравнительного анализа1.Тема басни.2. Герои басни.3.События, действия героев.4.Цель басни.5. Мораль.6. Художественные особенности (изобразительно – выразительные средства) Эзоп Ж. де Лафонтен И. А . Крылов Общее Различное Басней называется:А) рассказ в стихах о каком-либо событии, случае;Б) короткое нравоучительное произведение, в котором есть иносказание и специально выделенная автором мораль;В) короткое стихотворение, в остроумной форме высмеивающее какое-либо лицо, реже группу лиц или общественное явление.2. Вывод в басне называется:А) поучение; Б) мораль; В) наставление; Г) рассуждение.3. Определите название приёма, характерного для басни:А) иносказание; Б) заклинание; В) описание; Г) повторение.4. Кто известен как первый баснописец?А) Жан де Лафонтен; Б) Эзоп; В) Крылов; Г) Ломоносов. Проверь себя! 1. Б 2. Б 3. А 4. Б Молодцы! Объясните смысл «крылатых» выражений из басен Крылова.2. Подготовить выразительное чтение басни «Свинья под дубом».* Попробовать самому придумать басню (в прозе или стихах). Использыемые источники:Программа под ред. В. Я. Коровиной, 2011 г.Методические пособия: Н. В. Егорова. Поурочные разработки по литературе: 3-4 класс. – М.: Вако, 2011.Читаем, думаем, спорим… Дидактические материалы по литературе. 3 класс. / В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. – 5-е изд., - М.: Просвещение, 2010. Интернет - ресурсыhttp://images.yandex.ru/yandsearch?text http://images.yandex.ru/yandsearch?img_url http://images.yandex.ru/yandsearch?source=wiz&text http://images.yandex.ru/yandsearch?source=wiz&text http://images.yandex.ru/yandsearch?text http://images.yandex.ru/yandsearch?source=wiz&img_url