Разработка урока по литературе в 10 классе по теме «Бородинское сражение в истории и в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».
Бородинское сражение в истории и романе Л.Н. Толстого «Война и мир» Цели урока: показать историческое значение Бородинской битвы, ее стратегическое значение в ходе Отечественной войны 1812 года;научить сравнивать взгляды писателя и историков, делать выводы;воспитывать учащихся на ярких примерах героизма русской армии, приобщать к архивным материалам, литературным и историческим источникам, свидетельствующим о храбрости русского воина, готовности стоять насмерть, защищая Родину. Когда дело идет не о славе выигранных только баталий, но вся цель – устремление на истребление французской армии… я взял намерение… отступить…» (из донесения)« «Победа под Бородином, если и удастся ее достигнуть, будет лишь временной победой, а не окончательным поражением противника». Бородинское сражение Взгляд Льва Николаевича Толстого на Бородинское сражение Панорама народного сражения в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» 1.Какой увидел битву Пьер Безухов, человек сугубо штатский, не разбирающийся в военном деле?2.Какой видится битва Андрею Болконскому, опытному военному, участнику многих сражений?3.Как относятся к битве простые солдаты, как они воюют?4.Что пишет Л.Н.Толстой о Кутузове и Наполеоне? Какую роль отводит писатель полководцам?5.Каков результат сражения?6.Обратите внимание на спор писателя с историками. Взгляд писателя на итоги и следствияБородинской битвы Нравственная сила французской, атакующей армии была истощена… победа нравственная была одержана русскими под Бородином». Взгляд писателя на итоги и следствия Бородинской битвы «Прямым следствием Бородинского сражения было беспричинное бегство Наполеона из Москвы, возвращение по старой смоленской дороге, погибель пятисоттысячного нашествия и погибель наполеоновской Франции, на которую в первый раз под Бородиным была наложена рука сильнейшего духом противника…» Сопоставительный анализ Исторические факты Л.Н.Толстой о Бородинском сражении в романе «Война и мир» 1. Цели и задачи, преследуемые армией Обескровить противника, добиться изменения в соотношении сил, не допустить к Москве «…не имело ни малейшего смысла» 2.Подготовка к сражению Сражение тщательно планировалось, выбиралось место, строились укрепления «Русские не отыскивали лучшей позиции…»; «…сражение… принято было русскими на открытой, почти не укрепленной местности…» 3.Соотношение сил накануне сражения 120 тыс. человек, 624 орудия у Кутузова. 135 тыс. человек, 587 орудий у Наполеона 5/6, т.е. 100 тыс. у русских и 120 тыс. у французов 4.Ход сражения Наполеон и Кутузов руководили в сражении своими армиями Ход сражения не был управляем ни со стороны Наполеона, ни со стороны Кутузова 5.Итоги сражения, следствие Русские потеряли 38 тыс. человек (30% ), французы – 58 тыс. человек (43% ).Кутузов: «Французская армия превозмогла твердость духа российского солдата…»Наполеон: «Французы показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми». «Нравственная сила французской армии была истощена:…победа нравственная была одержана русскими». Подведение итогов урока 1. Отметки за работу на уроке.2. Домашнее задание:Составить план – схему содержания 4 тома.Подготовиться к уроку – семинару «Нравственные проблемы в романе».