Презнтация Формирование ключевых компетенций науроках ОБЖ
«Формирование ключевых компетентностей через активные педагогические технологии» Яшин Юрий Михайловичпреподаватель ОБЖ МБОУ Возрожденская СОШ «Скучные уроки годны лишь на то, чтобы внушить ненависть и к тем, кто их преподает, и ко всему преподаваемому».Жан Жак Руссо
Формирование ключевых компетентностей Компетентность – способность делать что-то хорошо или эффективно. Компетентность - способность отдельной личности правильно оценить сложившуюся ситуацию и принять в связи с этим соответствующее решение, позволяющее достигнуть практического или иного значимого результата Не существует единого согласованного перечня ключевых компетенций Толковый словарь Компетенция – круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлён; 2) круг чьих-то полномочий, прав Компетентный – знающий, осведомлённый; авторитетный в определённой отрасли; специалист, владеющий компетентностью Ключевые компетентности Ценностно-смысловыеОбщекультурныеУчебно-познавательныеИнформационные;Коммуникативные Социально-трудовые;Компетенции личностного самосовершенствования. Ценностно-смысловые. Способность ученика видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом. Общекультурные Познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; роль науки и религии в жизни человека; компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере (например- владение эффективными способами организации свободного времени).Сюда же относится освоение учеником картины мира. Учебно-познавательные Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической обще - учебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. Информационные Навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Владение современными средствами информации и информационными технологиями. Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача. Коммуникативные Знание языков, способов взаимодействия с окружающими удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию. Выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя, потребителя, покупателя, клиента, производителя, члена семьи. Права и обязанности в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. В данные компетенции входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. Социально-трудовые Компетенции личностного самосовершенствования Они направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной само регуляции и само поддержки. Ученик овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура, способы безопасной жизнедеятельности. Группы компетентностей Постановка мотивации Технологии формирования компетентностей СоциальнаяУмения:делать выбор;принимать решения;брать ответственность;бесконфликтно сосуществовать; стимулирование познавательной активности учащихся;упор на деятельность ученика;обеспечение сотрудничества; задание на опознание, содержание одну мыслительную операцию, выбор альтернативы «да» или «нет» на различение – содержат в себе «помехи», создаваемые наличием вариантов ответов, один из которых верный; Технология формирования компетентностей на уроках ОБЖ Коммуникативная Умение общаться развитие предметно-научной речи;возможность общения в предложенной ситуации на уроке;обсуждение поставленной проблемы; 3. на соотнесение – предполагает разделение фактов или явлений на группы по определенному признаку; 4. на поиск основания для классификации, при выполнении которого школьнику необходимо выявить основание или признак для разделения фактов на группы; ИнформационнаяУмение находить, обрабатывать, использовать необходимую информацию из разных источников использование различных источников информации;самостоятельно обрабатывать информацию;анализ предполагаемой информации; 5. на воспроизведение фактов, названий, требующее от ученика точного их воспроизведения; 6. на воспроизведение правил, понятий, выводов, что требует от ученика большего объема воспроизведения; Рефлексивная Умение оценивать результаты учебного труда своего и других формирование адекватной оценки и самооценки;обобщение своих знаний;поддержка познавательного интереса; 7. на воспроизведение текстов, данных в определенной последовательности; 8. на выявление фактов –наблюдение, сравнения; ТехнологическаяУмение действовать по заданному алгоритму, плану, таблице и т.п., их составлять, его анализировать. активизация творческих способностей учащихся;умение действовать в нестандартных ситуациях;умение пользоваться новыми информационными технологиями. 9. на перечисление и описание фактов; 10. на описание процессов и способов деятельности. В своей работе придерживаюсь китайской мудрости: «Скажи мне и я забуду, Покажи мне и я запомню,Вовлеки меня и я научусь». Для формирования ключевых компетенций применяю следующие методы: Анализ конкретной ситуации. Ролевые, деловые и дидактические игры.Проектную деятельность.Дискуссии.Групповую работу.Проблемное обучение. Например: ЧС землетрясение, пожар, наводнение. Ознакомил уч-ся с ситуациейПредложил несколько вариантов ответа выхода из данной ситуацииПроводим дискуссию о возможных способах решения и выбора оптимального правильного ответа с помощью вопросов При организации данного метода учащиеся приобретают и пополняют знания за счет анализа ошибок (нарушений) других людей , попадавших в различные экстремальные ситуации. (Авария на ЧАС-почему многие получили облучение и погибли) Деловая игра предполагает воспроизведение реальной действительности - это один из наиболее эффективных методов активизации обучения. Деловая игра «Знание спасает жизнь»Класс разбивается на группы и получает задание :На первом этаже в фойе школы произошел пожар, и огонь распространяется. Возможные травмы при пожаре. Ваши действия?В субботний день в первой половине, пришло известие «Наводнение».Возможные травмы при наводнении. Ваши действия? 3. Во время коллективного выезда автобус попал в ДТП. Возможные травмы при ДТП. Ваши действия? 4. На зимних каникулах вы едете кататься с друзьями на пруд. Возможные травмы при этом. Ваши действия?Подводя итоги игры, давать не только общую оценку, но и подробно по шагам разобрать весь ход, обращая внимание на удачные решения и на неудачные. По окончанию занятия можно каждому дать памятку- алгоритм правильного действия. На уроках ОБЖ и внеклассных мероприятиях использую конкурсные программы. В ее основе лежит принцип соревновательности, состязательности. Цель- сравнение уровней мастерства участников, поскольку они являются мощным стимулом к развитию человека, к совершенствованию его навыков. (Разборка-сборка автомата, надевание противогазов, наложение повязок, вязка узлов, определение азимута, расстояния. Преимущества групповой формы при формировании ключевых компетентностей: Учащиеся учатся сами видеть проблемы и находить способы их решенияУ учащихся формируется своя точка зрения, они учатся отстаивать своё мнение.Каждый понимает, что успех группы зависит не только от запоминания готовых сведений, данных в учебнике, но и от способности самостоятельно приобретать новые знания и умения применять их в конкретных заданиях.Дети учатся общаться между собой, с учителями, овладевают коммуникативными умениями. Развивается чувство товарищества, взаимопомощи Качество знаний предмета ОБЖ за 20013- 2014 год. Критериями педагогической деятельности служат уровень усвоения базового содержания образования по предмету (качество знаний-91%, степень обученности -100% - 2013- 2014 учебный год); уровень усвоения знаний, умений, теоретических и практических навыков (предварительный, текущий, тематический тестовый контроль, в том числе с использований компьютерных технологий, сдача практических нормативов); учащиеся школы активно участвуют в школьных и районных конкурсах и соревнованиях, показывая высокую результативность; участие в олимпиадах; «… если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он будет всегда только подражать, копировать, так мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений». Л. Н. Толстой СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Дахин, А. Компетенции и компетентность: сколько их у российского школьника [Текст] / А. Дахин // Народное образование. – 2007гЕмельянов В.М., Коханов В.Н., Некрасов П.А. Защита населения в чрезвычайных ситуациях. М.: Академический проспект. 2003.Иванова Т. В. Компетентностный подход к разработке стандартов для 11-летней школы: анализ, проблемы, выводы [Текст] / Т. В. Иванова //Концепция национальной безопасности Российской Федерации // Вестник военной информации. - 2000. - № 2.Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. - М.: Аркти, 2003. – 42 с. Ступницкая М.А. Проектная деятельность как средство повышения учебного мотива и развития информационных и коммуникативных навыков учащихся / Материалы городской научно-практической конференции «Комплексный подход к сохранению и укреплению здоровья школьников». М., 2004 г. – 104 с.Стратегия модернизации содержания общего образования [Текст]: материалы для разработки документов по обновлению общего образования. – М.: Минобразования, 2001. – 72 с.Хуторской, А. В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций [Электронный ресурс] / А. В. Хуторской // Эйдос : интернет-журнал. – 2005. – Ст. 1212. – Режим доступа: HYPERLINK "http://www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm" http://www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm