Метод проектов как способ актуализации и стимулирования познавательной деятельности обучающихся


Метод проектов как способ актуализации и стимулирования познавательной деятельности обучающихсяВыступление на МО учителей математики , физики и информатики Учитель математики: Гущина А.Ю. МБОУ г. Астрахани « СОШ № 53 имени Н.М. Скоморохова»

style.opacity Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить. А. Дистервег   Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне действовать самому, И я научусь. Конфуций15.03.20152 15.03.20153 Метод проектов – далеко не открытие наших дней, он возник в начале прошлого века в США и используется не только в школьном образовании. Что же такое проект? Проект - происходит от латинского projectus. Его буквальный перевод – «брошенный вперед» - уже объясняет многое. В современном русском языке слово «проект» имеет несколько весьма близких по смыслу значений. Так называют: а) совокупность документов, необходимых для создания какого либо сооружения или изделия; б) предварительный текст какого – либо документа; в) какой – либо замысел или план. 15.03.20154 история и корни15.03.20155В начале ХХ века американский философ и педагог Дж.Дьюи и его последователь В.Х Килпатрик стали авторами «метода проектов». Суть новаторской идеи заключалась в том, что дети, исходя из своих интересов, вместе с учителем выполняли собственные проекты. Так, решая какую-либо задачу, они включались в реальную деятельность и овладевали новыми знаниями. В настоящее время «метод проектов» переживает второе рождение Дети выполняют «проекты» - конкретные задания, связанные с учебным материалом. Важная роль в организации этой деятельности – умение учителя типологизировать проект – определить в нем приоритетное направление и соответственно разработать цели, методику реализации и содержание.15.03.20156 Современный проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности и творчества Проектный метод в школьном образовании рассматривается как некая альтернатива классно – урочной системе. Современный проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности( творчества) и одновременно формирования определенных личностных качеств.15.03.2015http://aida.ucoz.ru7 Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых (порой и путем самообразования).15.03.20158Меняется и роль учащихся в учении. Они выступают уже не как статисты, а как активные участники. При выполнении проекта школьники попадают в среду неопределенности, но именно это активизирует их познавательную деятельность. Типы учебных проектовИсследовательские проектыТворческие проектыИнформационные проектыСоциально значимые проектыТелекоммуникационные(информационные) проекты Труд учителя - ежедневное проектирование 15.03.20159 Исследовательские проектыИсследовательские проекты разрабатываются по строго определенной схеме. Обоснование актуальности, определение проблемы, предмета и объекта исследования, обозначение задачи, методов, источников информации, выдвижение гипотез, обобщение результатов, выводы, оформление результатов, обозначение новых проблем. 15.03.201510 SOSЗадача: Два десятилитровых ведра наполнены водой. Из первого сначала выливают1/2 ведра воды, затем выливают 1/5 оставшегося количества воды.Из второго, наоборот, сначала выливают 1/5 ведра воды, а потом 1/2 оставшегося количества воды. В каком ведре останется воды больше?1 ведро2 ведроБыло10 л10 лОтлили 1 раз1/2ведра1/5 ведраОтлили 2 раз 1/5 оставшегося количества воды1/2 оставшегося количества водыИсследовательский проект в 5 классе - решение нестандартных задач на уроке- экспедиции «Необыкновенное путешествие с обыкновенными дробями»
РЕШЕНИЕ:105484



Кофе с молоком Исследовательский проект в 5 классе - решение нестандартных задач на уроке- экспедиции «Необыкновенное путешествие с обыкновенными дробями» Я отпил 1/4чашечки кофе и долил её молоком. Потом выпил 1/2чашечки и снова долил её доверху молоком. Потом я выпил четверть чашечки и опять долил её молоком.… И тогда я выпил полную чашечку целиком… Чего я выпил больше – кофе или молока? Модель кофепития






Решение Надо посчитать в долях кофейной чашечки, сколько же я доливал в неё молока: 1/4 +1/2+1/4=1 Получается целая чашечка молока. Следовательно, я выпил чашечку кофе и столько же молока. Творческие проектыТворческие проекты – не имеют детально проработанной структуры, подчиняются жанру конечного результата, но результаты оформляются в продуманной завершенной форме.Творческие проекты по математике ученики начинают выполнять в 5 классе. Эти проектные задания всегда объявляются, как конкурс. 15.03.201519 Центр творческих инициатив «Snail» Дистанционный конкурс «Занимательная математика» 3122, Солнцев Кирилл, ФМШ №32, Астрахань Сказка о треугольниках.Жила на свете важная геометрическая фигура. Важность её признавалась всеми людьми, ибо при изготовлении многих вещей форма её служила образцом. Любимая песенка этой чудо фигуры:Меня знает каждый школьник, И зовусь я треугольник. У меня вершины три, Также три и стороны. Два угла при основании мои равны и боковые стороны одинаковые, думал треугольник и решил назвать себя равнобедренным. Скучно было равнобедренному треугольнику одному, отправился он искать друзей. Встречает как-то фигуру: стороны три и угла три. Вот только один угол прямой! Ура! Это прямоугольный треугольник! Стали они дружить. Вместе трудиться, вместе веселиться. Как – то встретили отрезок и решили поэкспериментировать: приложили его одним концом к вершине, а другим к середине противоположной стороны. Красота, это будет МЕДИАНА! Попробуем ещё – поделим угол пополам! Все также скачет по углам Веселая, смешная крыса. Мы делим радость пополам, А делит угол биссектриса. Вот так они проводили досуг. Однажды гуляя по лесу, встретили очень похожую парочку. Познакомились и стали играть в сравнение. Прижался равнобедренный треугольник к похожему на себя и все точки совпали. Ура! Мы одинаковые. Думали они о равенстве думали и придумали три теоремы: -если две стороны и угол между ними одного треугольника соответственно равны двум сторонам и углу между ними другого треугольника, то треугольники равны; - если сторона и два прилежащих к ней угла одного треугольника равны соответственно стороне и двум прилежащим к ней углам другого треугольника, то треугольники равны; - если три стороны одного треугольника равны соответственно трем сторонам другого треугольника, то треугольники равны. Много времени проводят вместе друзья и встречают новых. 15.03.201520 Центр творческих инициатив «Snail»Дистанционный конкурс «Занимательная математика»4126, Иванова Елизавета, ФМШ №32, Астрахань15.03.201521ПИРАМИДКА ПОТЕРЯЛАСЬ.Однажды Шар, Куб и Пирамида отправились на прогулку в город. Все, что им попадалось на глаза, они сравнивали с собой. - Этот дом похож на меня!- радостно восклицал Куб- А вот этот фонарик похож на меня! – вторил Шар.- А автобус на меня!- А колеса автобуса на меня!И только Пирамида шла молча. Шар и Куб не замечали грусть пирамиды. Они веселись от души. А когда присели на лавочку отдохнуть, то пирамиды не оказалось рядом. - Пирамида, где ты?! – закричал взволнованный Шар.Это мы виноваты, - сказал Куб. – Мы так увлеклись собой, что не заметили пропажи нашей Пирамидки. Что теперь делать?Они побежали по своим следам обратно. - Вот она! – радостно закричал шар. - Это не наша Пирамидка, это всего лишь крыша от зонтика над песочником.- Вот она! – вновь закричал Шар через несколько минут.- Это тоже не она, - печально ответил Куб. – Это постриженная под пирамиду елка.На улице становилось темно. Друзья были в отчаянии. - Пирамидка! – во все горло закричал Шар. – Вернись! Мы тебя Любим!Да здесь я! - тихо ответила пирамидка. - Я тут немного заблудилась в поисках предметов, похожих на меня. Ничего не нашла, - печально дополнила она.- Зато мы, мы нашли! – радовался Шар. – И тебя, и предметы, похожие на тебя.Теперь мы тебя не потеряем, - важно сказал Куб. – Мы знаем, что ты у нас самая лучшая! Пятигранная! И на тебя похожие предметы есть, хоть их и мало. Ты у нас оригинальная!- Ладно вам подлизываться,- улыбнулась Пирамидка. – Вы меня сначала и замечать-то не хотели.- Извини нас. Мы так больше не будем! Пойдем домой.Вскоре друзья вернулись в свой кубический дом с круглым окном и пирамидальной крышей и больше не ссорились. Центр творческих инициатив «Snail»Дистанционный конкурс «Занимательная математика»Захарова Оксана, ФМШ №32, Астрахань Стремление ввысьКогда-то давно, в том мире, который мало известен или неизвестен нам совсем, расстилались широкие долины, покрытые зеленью и цветами. Но в мире этом везде каждое живое существо сопровождала наука – геометрия. И никто не мог без нее ни на шаг двинуться и не мог произнести без нее слова. Треугольные цветы во всем своем великолепии сверкали под золотистым шарообразным солнцем, освещавшим плоскую как прямая землю, покрытую прямоугольной травой. Повсюду над головой плыли эллипсы – белые облака. Иногда бесконечные лучи солнца скрывались в черных эллипсах – мрачных тучах, и тогда над всей Геометрией наступала пасмурная, дождливая погода. Дождь небольшими отрезками смачивал плоскую землю водой, давая ей возможность пропитаться, а треугольным разноцветным цветам увеличить свой рост. Потом ветер разгонял мрачные эллипсы, и золотистый шар ослеплял плоскую как прямая землю. В общем, с одной стороны это был тот мир, Ким все мы его знаем, но с другой, это был неизведанный таинственный мир, где протекала своя, быстротечная жизнь, полная приключений. Однажды треугольные цветы спросили у плоской земли: «А мы когда-нибудь дотянемся до солнца?» Отвечала им плоская земля, покрытая травою: «Все земное, что есть, никогда не овладеет небом, оно не принадлежит нам». И тогда вмешалось шарообразное светило: «Но ведь мои эллипсы дают возможность расти твоим цветам, - сказало оно земле, - так почему же им не дотянуться до нас?» Земля, вздохнув, ответила: «Все что принадлежит мне не принадлежит тебе и все твое не мое. Мы живем в трехмерном пространстве, и геометрия никогда не позволит слиться всему воедино».«Пожалуй, но ничего плохого не будет в том, если мечта людей тянуться ввысь осуществиться!», - «Но тогда люди уже не будут ценить того, что у них есть, мир превратится в бессмыслицу. А Геометрия не допустит этого. Живите там где живете и не стремитесь постигнуть того, чего вам постигнуть не дано». После недолгого раздумья шарообразное Солнце согласилось, и больше не тревожило плоскую землю, а цветы продолжали естественный круговорот – рождались, росли, умирали. 15.03.201522 Найти внешние углы и щёлкни по ним мышкой. Не верно!Верно!Верно!Не верно!Верно!Верно!Верно!Верно!Не верно!
ppt_yppt_yppt_y
ppt_yppt_yppt_y
ppt_yppt_yppt_y


Информационные проектыИнформационные проекты – сбор информации, ознакомление с ней заинтересованных лиц, анализ и обобщение фактов.15.03.201524 Социально значимыеСоциально значимые – с самого начала четко обозначается результат деятельности, ориентированный на интересы какой-то группы людей; требует распределения ролей участников, плана действий, внешней экспертизы. Вообще, четкой грани в классификации нет, т.к. проект может нести черты и информационного и социально значимого и телекоммуникационного.  15.03.201525 Телекоммуникационные (информационные) проектыТелекоммуникационные (информационные) проекты – позволяют учителям и учащимся из разных городов и стран общаться друг с другом. Это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, которая имеет общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата. По своей сути они всегда социальны, межпредметны, межрегиональны. 15.03.201526 Российский Детский Интернет-ФестивальУМНИКwww.childfest.ruТелекоммуникационные (информационные) проекты Конкурс VCT-проектов требует вовлечения учеников, поскольку проект должен быть реализован в классе. "ВиЭкс-М2010" Виртуальная Экспозиция-Мастерская мультимедийных уроков и занятийКОНКУРСЫ http://www.it-n.ru/ «Internet в школах не только для учеников, но и для учителей, чтобы они пополняли свои знания» Дмитрий Медведев,президент России
КОНКУРСыКонкурс «ИКТ» - Учитель http://www.intergu.ru/kuk/http://edu.of.ru/nahodki/http://www.rospedclub.ru/Проектное деятельность учителя также предполагает получение конкретного (практического) результата и его публичного предъявления

Труд учителя – ежедневное проектирование. Применение метода на внеурочных занятиях Здесь над педагогом не довлеет школьная программа и обязательный минимум знаний, который мы должны дать ученику. Поэтому проектной работой на таких занятиях может стать итог любой творческой и исследовательской деятельности.15.03.201531 Исследовательский проект15.03.201532выполняется на материале конкретного предметаинтегрируется смежная тематика нескольких предметовнапример, “Дом, в котором я хочу жить” Монопредметным Межпредметным Надпредметным Перспективные проекты учащихся по истории математики15.03.201533 Перспективные проекты учащихся по истории математикиДесятичная система счисления. История развития. О происхождении обыкновенных дробей. Дроби у разных народов Десятичные дроби. Виды. История развития.Из истории нуля. Проценты. Ферма. Малая и большая теоремы. Пифагор и его школа.Метрическая система мер. Эратосфен. Просеем числа решетом. Приемы быстрого счета. Восточные игры с числами. Число p.Аксиоматика Пеано натурального ряда чисел.Архимед и математика. Женщины-математики. Гаусс и математика. Числа Фибоначчи.345А, 7Г классы Проектное обучение обладает рядом преимуществ Во-вторых, овладение мыслительными процессами определяется как синтез, сравнение, обобщение, классификация, абстрагирование. В-третьих, появляется интерес, усиливается мотивация личностного роста, изменения себя.В-четвертых, изменяется роль учителя. Учитель – организатор сотрудничества, консультант, управляющий поисковой работой учащихся.15.03.201535 Методика работы группы состоит из нескольких стадий:Подготовка к работе над проектом;Выбор проблемы;Сбор информации;Разработка собственного варианта решения проблем;Подготовка к защите проекта;Презентация проекта;Рефлексия.15.03.201536 ЭтапыВ свою очередь эти стадии можно разбить на следующие этапы:I – погружение в проект;II – организация деятельности;III - осуществление деятельности;IV – презентация проектов.15.03.201537 Работу каждого участника проектной деятельности на разных этапах можно пояснить с помощью таблицы:{5940675A-B579-460E-94D1-54222C63F5DA}Учитель Учащиеся1-й этапФормулирует Осуществляют Проблему проектаЛичностное присвоение проблемыСюжетную ситуациюВживание в ситуациюЦель и задачиПринятие, уточнение и конкретизация целей и задач15.03.201538 {5940675A-B579-460E-94D1-54222C63F5DA}2 этапОрганизует деятельность - предлагаетОсуществляют Организовать группыРазбивку на группыРаспределить амплуа в группахРаспределение ролей в группеСпланировать деятельность по решению задач проектаПланирование работыВозможные формы презентации результатовВыбор формы и способа презентации предполагаемых результатов3 этапНе участвуетРаботают активно и самостоятельноНо консультирует учащихся по необходимостиКаждый в соответствии со своим амплуа и сообщаНенавязчиво контролируетКонсультируются по необходимостиДает новые знания, когда у учащихся возникает в этом необходимость«добывают» недостающие знанияРепетирует с учениками предстоящую презентацию результатовПодготавливают презентацию результатов15.03.201539 {5940675A-B579-460E-94D1-54222C63F5DA}4 этапПринимает отчетДемонстрируютОбобщает и резюмирует полученные результатыПонимание проблемы, цели и задачПодводит итоги обученияУмение планировать и осуществлять работуОценивает умения общаться, слушать, обосновывать свое мнение, терпимость и др.Найденный способ решения проблемыАкцентирует внимание на воспитательном моменте, умении работать в группе, на общий результат и др.Рефлексию деятельности и результатаДают взаимооценку деятельности и её результативности15.03.201540 Чему же способствует внедрение проектной технологии? повышению личной уверенности в успехе у каждого участника проектного обучения, его самореализации;развитию у учащихся навыков коллективной работы. (Важным является умение не только высказать свою точку зрения, но и выслушать, понять другую);развитию исследовательских умений (анализ проблемной ситуации, осуществление отбора необходимой информации, умение строить гипотезы, обобщать, делать выводы).15.03.201541 Методы, наиболее успешно стимулирующие творческую работу учащихся создание ситуации занимательности, ситуации успеха;создание ситуации, при которой школьники испытывают интеллектуальное удовлетворение своей нестандартностью15.03.201542 Применение на уроках учебных презентацийСпособствуют решению развивающих и воспитательных целейРазвивающие:развивать пространственное воображение обучающихся, образное мышление;развивать логическое мышление обучающихся; формировать умения чётко и ясно излагать свои мысли;совершенствовать графическую культуру. Воспитательные:воспитывать умение работать с имеющейся информацией в необычной ситуации;воспитывать уважение к предмету, умение видеть математические задачи в окружающем нас мире;работа за компьютером приучает к точности. 15.03.201543 Преимущества проектной технологии Применение проектных технологий в обучении математике позволяет: строить образовательный процесс на учебном диалоге ученика и учителя; учитывать индивидуальные способности; формировать мыслительные и самостоятельные практические действия; развивать творческие способности; активизировать познавательную деятельность учащихся.15.03.201544 Основной результат работыРеализация проектного метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников. Из авторитетного источника информации преподаватель становится соучастником исследовательского, творческого процесса, наставником, консультантом, организатором самостоятельной деятельности учащихся. 15.03.201545