Презентация Вокальное творчество А.С.Даргомыжского по музыкальной литературе, 2-й год обучения


Вокальное творчество А.С.Даргомыжского Даргомыжский создал более 100 романсов и песен. Среди них — все популярные вокальные жанры— от «русской песни» до баллады. Поэты, к стихам которых обращался композитор - это Пушкин, Лермонтов, Жуковский, Дельвиг, Кольцов, Языков, Кукольник, поэты-искровцыКурочкин и Вейнберг и другие. В его мелодиях велика роль речевых интонаций, которые часто становятся декламационными. Фортепианная партия всегда подчинена последовательному воплощению слова в музыке. «Шестнадцать лет» слова А. Дельвига Образ юной девушки показан мажорным ладом, вальсовым ритмом.Романс в трехчастной форме. Фортепианная партия – гармоническая поддержкамелодии, а по фактуре онапредставляет собой традиционный романсовый аккомпанемент. “Ночной зефир” на слова ПушкинаФорма рондо: рефрен c-moll: “Ночной зефир струит эфир”. 1 эпизод – контраст, C-dur, сценка - “Вот взошла луна золотая”. В сопровождении перебор гитарных струн. 2 эпизод - опять контраст. Серенада кавалера перед дамой - “Сбрось мантилью, ангел милый”. Смена темпа. «Я вас любил»слова А.С.Пушкина Романс схож с элегией. Форма куплетная. Мелодия куплета представляет единую линию, которая состоит из коротких фраз-попевок. Фоном является - спокойное арпеджированное сопровождение. «И скучно, и грустно»слова М.Ю.Лермонтова Новый тип романса-монолога. Форма трехчастная безрепризная. Декламационная мелодия следует за всеми изгибами текста, насыщенна речевыми интонациями. Единая фактура сопровождения. «Мне грустно» слова М. ЛермонтоваРоманс-монолог.Вокальная партия, основанная на выразительной напевной декламации.Фортепианная партия, построена на мягкой аккордовой фигурации, напоминающей гитарный аккомпанемент.Форма произведения — период с репризным дополнением. «Мельник» слова А.С. Пушкина Это комедийная бытовая зарисовка из жизни русских людей. Даргомыжский начал постигать особенности сценического характера, осваивать возможности «перевода» речи поэтической в музыкальную. «Старый капрал» слова П. Беранже в переводе В. Курочкина Жанр драматический монолог-сцена. Песня написана в варьированной куплетной форме с неизменным припевом. Вокальная партия выдержана в речитативном стиле. Фортепианное сопровождение подчинено вокальной партии, своей фактурой подчеркивает ее выразительность при помощи пунктирного ритма, акцентов, динамики, ярких гармоний.Старый солдат. 1843. Тропинин В. «Титулярный советник» слова П. Вейнберга Жанр - сатирическая песня . Двухчастная форма. 1 часть - робкий чиновник обрисован секундовыми интонациями piаnо, а генеральская дочка — решительными ходами на ч.4 и fortе. Аккордовое сопровождение подчеркивает эти «портреты». 2 часть - описывая события после неудачного объяснения, Даргомыжский применяет простые выразительные средства: размер 2/4 (вместо 6/8) и стаккато фортепиано изображают неверную приплясывающую походку загулявшего героя, а восходящий скачок на септиму в мелодии («и пьянствовал целую ночь») подчеркивает горькую кульминацию этой истории. Владимир Маковский Объяснение. 1889-1891. «Червяк» слова Курочкина по стихотворению Беранже Это монолог-портрет мелкого, подленького человека, пресмыкающегося перед сиятельным графом. Опираясь на интонации человеческой речи, композитор Создаёт яркий портрет угодливого, заискивающего чиновника. Какие достижения были у Даргомыжского в области вокальной музыки?1. появление новых жанров (сатирические портреты-монологи, бытовые зарисовки, музыкальные сценки), насыщение традиционных жанров новым содержанием;2. опора интонации человеческой речи, следование за тончайшими её оттенками;3. отображение развития разнообразных душевных состояний, переживаний героев внутри одного романса;4. превращение романса в серьёзные философские монологи-размышления. Презентацию подготовилаПреподаватель МАОУ ДОД ДШИг.СеверобайкальскРыбакова Людмила Валерьевна