Презентация на тему Общая характеристика целостного педагогического процесса в Русской школе
Общая характеристика целостного педагогического процесса в Русской школе. Учебный план (модель И. Д. Лушникова). Подготовила: Вишнякова А.Е.
Необходимость создания Современной Русской школы В создании Современной Русской школы есть возможность опираться на огромный и разносторонний опыт нашей системы образования, на ее достижения.
Для наших учителей в массовом масштабе характерны доброта, сочувствие к детям, душевная предрасположенность к ним, самоотверженность в работе, широкий спектр методов педагогического воздействия, профессиональный потенциал для развития познавательного интереса детей при минимально необходимых для этого условиях, творческое самопроявление.
Для наших детей-учащихся и выпускников школ характерныпотребность в коллективном общении, стремление к коллективным делам, проявления взаимопомощи, серьезное отношение к получению профессии, ориентировка на перспективу, не отторжение себя от проблемы физического самосовершенствования; принципиально сохраняется стремление к доброму и красивому.
вместо исторически непрерывного развития русской нации есть серьезные признаки ее деградации: – молодым поколениям слабо передается веками складывавшийся образ жизни и поведения, связанный с этнопсихологией, зато в течение исторически длительного времени насаждается чуждый национальной психологии образ жизни и поведения; – высокие нравственные ценности в обществе трансформируются в безнравственные антиподы; – как в обществе, так и в школе мало культивируется национальная духовность, включая идеалы русского православия; – повсеместно (охватывая и сферу воспитания) приглушается чувство национального самосознания, национальной гордости; – ослабло великое, прекрасное, возвышающее человека чувство патриотизма, которое из естественного личностного качества превратилось в абстрактную категорию, наполняемую неадекватным содержанием; – погоня за предметными знаниями в школе уже давно оттеснила проблемы истины, добра и красоты человека;
вместо исторически непрерывного развития русской нации есть серьезные признаки ее деградации: – культура родного языка не становится привычной для детей и юношества, вследствие чего русские плохо владеют родным языком; – зачастую наблюдается небрежное отношение к русской литературе, к родной культуре; – наблюдается глубоко пренебрежительное отношение к природе, к источникам, питающим биологическую жизнь человека; – русские не знают историю своего этноса и государства; – величайший природный творческий потенциал детей развивается совершенно недостаточно; – проблемой стало физическое здоровье взрослых и детей; – вымиранию нации грозит закоренелый недуг – пьянство, все более вторгающийся в сферу детства и юношества; – до опасной черты доведено ослабление семейного воспитания.
. Всякая национальная система образования насыщала учебно-воспитательный процесс национальными ценностями, и это естественно.В России, как подчеркивают исследователи данного вопроса, этого всегда недоставало. В решении проблемы возрождения физического и духовного здоровья русских необходимо подняться до общецивилизованного уровня, до уровня общекультурного взгляда на создание национальной школы, отвечающей природе, образу жизни, коренным интересам, традициям и самобытности народа и в то же время связанной с движением мировой цивилизации, с культурно-образовательными тенденциями в мире.
«русская школа» – это государственно-ориентированная школа. Как таковая, она, во-первых, с необходимостью учитывает общечеловеческую культуру, тенденции мировой цивилизации (никакое государство не может успешно развиваться вне мировой цивилизации). Во-вторых, она учитывает общегосударственные ценности, совокупную культуру, накопленную всеми народами страны.
«Русская школа» – это национально-ориентированная школа. В этом плане, во-первых, полностью учитываются культурно-образовательные потребности и ценности государствообразующей нации – русской. Во-вторых, русская школа опирается и на ценности славян, так как история русского народа неотрывна от мирового славянского сообщества. В-третьих, русская школа позволяет учитывать культуру и других народов нашей страны, поскольку именно в содружестве с ними исторически развивался русский этнос и его культура.
Русская школа – это не только этнически русская; это – духовно русская и российская. Она представляет собой открытую школу: школу для всех, кто ориентируется на святыни Руси, России, на ценности русского народа, России, на самобытную русскую культуру в системе мировой культуры.
Основные линии современного характера образования в «русской школе» связаны: а) с необходимостью ее выпускникам адаптироваться в современных условиях жизни; б) с тенденциями и уровнем развития образования и культуры в мире; в) с прогрессивными тенденциями социально-экономического развития страны и современными технологиями; г) с тенденциями современного развития национальной культуры.
Современная Русская школа – школа естественного развития ребенка.Это означает отказ от методов, процессов, средств искусственного, специального стимулирования «ускорения», «интенсификации», «опережения» воспитания и развития ребенка.
С другой стороны, это означает проработку новых педагогических проблем: – готовность школы работать с детьми, как прошедшими через опыт общественного дошкольного воспитания, так и воспитывающихся в естественных условиях семейной жизни; – акцентирование воспитания на естественно-генетическом источнике – народной и национальной культуре, традициях; – преемственное и непрерывное образование и развитие детей по всем образовательным областям; – построение профилированного образования на основе естественного проявления интересов и способностей детей.
Современная Русская школа определяет свое отношение к религии через проблемы нравственности и культуры. Цивилизованное отношение к любым конфессиям, особенно к трем мировым религиям (христианству, исламу, буддизму) позволяет рассматривать их не только как форму сознания (отношения человека и окружающего мира), но и как органическую часть гуманитарной культуры. Религия, как нравственность, направляет человека к добру. Это же является и одним из смыслов русской школы. Особые отношения Современная Русская школа устанавливает с русским православием, видя в нем союзника в нравственном воспитании детей, в формировании национального самосознания, в единении русских, в возрождении святого отношения к святыням Руси и России.
Идея Современной Русской школы: государственно-этническое воспитание в контексте современного мирового развития, способствующее физическому и духовному оздоровлению и прогрессу русского народа и Российского государства.
Отсюда целью школы является воспитание целостно развитого человека с приоритетной ориентацией на государственно-этнические ценности в системе гуманистического мировосприятия.
Основные направления и задачи русской школы: 1. Воспитание экологической культуры детей, деятельного отношения к сохранению родной природы как источника жизненных сил и здоровья человека. 2. Оздоровление, сохранение здоровья и непрерывное физическое развитие детей. 3. Трудовое воспитание детей как условие полноценного развития личности и социальной адаптации в местных условиях. 4. Формирование нравственно значимых человеческих ценностей, опирающихся на национально-духовные ценности. 5. Воспитание национального самосознания, чувства принадлежности к Большой и Малой Родине, лучших качеств русского человека при уважении к другим народам. 6. Уважение национальной истории, культуры и идеи их неразрывности с историей развития человечества и иными культурами.
Основные направления и задачи русской школы: 7. Выявление и развитие индивидуальных способностей, способностей к творческой самореализации и самоорганизации детей в различных видах деятельности. 8. Развитие других сторон личности: – ума, – чувственно-эмоциональной сферы, – воли, – коммуникативно-речевой культуры на базе родного и иностранного языков. 9. Обеспечение уровня образования по способностям детей. 10. Содействие жизненному самоопределению выпускников школы в конкретных (в том числе местных) социокультурных условиях.
Складывается образ выпускника Современной Русской школы: это физически здоровый, интеллектуально развитый, обладающий нравственными ценностями и высокими нравственными качествами, любящий Родину, с гуманистически и экологически-ориентированным мировосприятием, хорошо образованный в сфере науки и культуры, деловой, тяготеющий к коллективному образу жизни ив то же время выступающий как личность, определившийся в жизненном пути.
Содержание образования исходит из цели школы. В основе учебного плана – единство человеческих ценностей, соотнесенных с национальными ценностями.
В конструируемом учебном плане Современной Русской школы мы выделяем следующие разделы: «Человек. Русский человек», «Культура. Русская культура», «Языки и литература. Русская словесность», «Общество. История России», «Природа. Природа России», «Математика», «Технология. Русские народные промыслы».
Отсюда образовательные области: 1. Человековедческие дисциплины (например, «Человековедение», «История русской духовности», «Великие люди России», «Физическая культура»). 2. Культурологические дисциплины (например, «Русская народная культура», «Культура Русского Севера», «МХК», «ИЗО»). 3. Филологические дисциплины (например, «Русская словесность»). 4. Историко-социальные дисциплины (например, «История Отечества», «Граждановедение», «Русское православие»). 5. Естественные дисциплины (например, «Физика и астрономия», «Экология»). 6. Математические дисциплины (например, «Наглядная геометрия», «Алгебра и начала анализа», «Информатика»). 7. Практико-технологические дисциплины (например, «Народные ремесла», «Русская кухня», «Домашний очаг»).
Общая характеристика целостного педагогического Признаками целостности учебно-воспитательного процесса являются: соподчинение всех его компонентов с единой идеей, единой целью; масштабность, многоаспектность компонентов педагогического процесса; наличие структурных связей.
A. Фон педагогического процесса в Современной Русской школе составляет единение ученического и педагогического коллективов вокруг представленной выше идеи школы, которая непременно будет сочетаться с национально-государственной идеей. Идеалы воспитания русского человека поддерживают сам дух школы, его интеллектуальную, нравственную, эстетическую культуру.
Б. С точки зрения структуры целостный учебно-воспитательный процесс можно описать рядом характеристик: – его системообразующим качеством является вышеприведенная цель школы; – обязательное (по учебному плану) образование сочетается с факультативным; – обязательное и факультативное образование сочетаются с внешкольным дополнительным образованием; – обучающе-образовательный процесс выступает в единстве со специально организованной системой воспитательной работы; – объединяются усилия светского и русско-православного нравственного воспитания детей; – объединяются усилия общественно-национального и семейно-национального воспитания.
B. В целостном педагогическом процессе первостепенное внимание уделяется двум вопросам: а) практико-направленному воспитанию гуманного отношения к природе, ее сохранению, чувству гармонии человека и биосферы как источника жизненных сил человека; в сложившейся экологической ситуации этот аспект выступает важнейшим направлением воспитания в национальной школе; б) тесно связанной с этим физической культуре человека, красоте и здоровью человеческого тела как основы духовного развития личности.
Г. Учебно-воспитательный процесс скрепляется тремя логическими линиями: – Русскость является сквозной и стержневой линией образования и воспитания от дошкольного возраста до выпуска из школы. – Преобладающей является также линия движения от национального (родного, близкого) к мировому, общечеловеческому (к более далекому, общему, абстрактному). – Взаимосвязь между целостным развитием и развитием индивидуальных способностей, между общим и профилированным образованием выражается определенной логической последовательностью: целостное развитие ребенка на базе разносторонней деятельности – проявление и специальное развитие индивидуальных способностей – личностно и социально необходимое дифференцированно-профильное образование.
Д. Основные аспекты специально организованной воспитательной (внеучебной, внешкольной) работы. Для Современной Русской школы первейшим считаем интеллигентный стиль жизни. Доброжелательные, спокойно-деловые, культурные взаимоотношения в коллективе – с этого начинается воспитание. Это – воспитание без «слов», на образе взаимоотношений взрослых, взрослых и детей. Оно предъявляет, конечно, высокие требования к личности педагогов.
Е. Целостное развитие ребенка с его национальной выраженностью в Современой Русской школе организуется как процесс непрерывный. Для этого, как минимум, должна функционировать система «детский сад – школа». В этом случае школа может работать на принципе преемственности, опираясь на предшествующий начальный опыт национального воспитания, всемерно развертывая разносторонность деятельности, включая детей в систему овладения национальной и мировой культурой, организуя их практический опыт, выявляя и развивая индивидуальные возможности.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ ШКОЛЫ (ПРОЕКТ)
Значение русской школы А. Для дошкольного образования Функционирование дошкольного воспитания в логике непрерывного образования и развития покажет, как дошкольное общественное и семейное воспитание может сохранять нервную систему ребенка, его здоровье; как без перегрузки, ненужной интенсификации можно добиться соответствующего возрасту общего развития; как с раннего детства ребёнка можно включать в благодатную для его нравственного становления национальную культуру. Такое образование будет решать сложную проблему адаптации ребенка к школьным условиям.
Значение русской школы Б. Для общего образования В системе непрерывного образования современного человека общее образование играет фундаментальную роль. Как общеобразовательная, Современная Русская школа показывает свои возможности в целостном развитии человека, открывая его истинный потенциал. Общеобразовательной русской национальной школы в России еще не было и нет. Однако у такой школы огромное поле деятельности. Все школы России в регионах с преобладающим составом русского населения могут стать Современными Русскими общеобразовательными школами. Русская общеобразовательная школа может стать типичной школой и в других регионах: в местах «проявления» русской духовности. В количественном отношении такая школа может и должна стать преобладающим типом массовой общеобразовательной школы страны и составить ядро отечественной системы образования.
Значение русской школы В. Для национальных школ России Русско-направленное образование и воспитание не желает замыкаться национальными традициями и опытом, и свою сущность связывает со знанием и пониманием культур других народов России и мира. Русская школа показывает пример реализации принципа единства, пример построения истинно национальной школы: школы дружбы, школы открытости культур, школы мира, школы сотрудничества во имя человека. Нашей национальной школе глубоко чуждо противопоставление наций; она должна научить понимать человека иной культуры, научить уважать культуру других народов.
Значение русской школы Г. Для школ мира Современная Русская школа ищет пути сохранения человеческого в человеке, духовно-нравственного усовершенствования личности, единения человека с биосферой. Решение этих вопросов - стратегический путь мировой педагогики и культуры. Каждая национальная система образования, национальная школа может внести свой вклад в поиск воспитательных средств решения названных проблем во имя выживания и прогресса человечества, во имя мира и сотрудничества на Земле, приумножения этического. Педагогика Современной Русской школы – это национальная педагогика, открытая для прогрессивных идей мировой педагогики и возвышения духовного в человеке. Ее высшим предназначением является воспитывать такого человека, который став Русским, в полной мере ощущал бы себя человеком Мира.
Спасибо за внимание!!!