Презентация Различные формы организации исследовательской/проектной деятельности и их включение в образовательную программу образовательной организации (материал к выступлению)
Различные формы организации исследовательской/проектной деятельности и их включение в образовательную программу образовательной организации подготовила зам. директора по УВР МКОУ Михайловской СОШ Сулимина И.В. 10 января 2017 г.
Проектно-исследовательская деятельность учащихся - это совокупность приёмов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения определенной проблемы, значимой для учащихся, и оформленной в виде некоего конечного продукта.
Исследовательская/проектная деятельность предметы обязательной части учебного планачасы компонента образовательной организациивнеурочная деятельность и дополнительное образования
Примерные формы исследовательской деятельностиНа уроках:урок-исследование, урок-лаборатория, урок—творческий отчёт, урок изобретательства, урок «Удивительное рядом», урок—рассказ об учёных, урок—защита исследовательских проектов, урок-экспертиза, урок открытых мыслей;учебный эксперимент;домашнее задание исследовательского характера и др.На внеурочных занятиях :исследовательская практика обучающихся;образовательные экспедиции — походы, поездки, экскурсии;факультативные занятия;ученическое научно-исследовательское общество, круглые столы, дискуссии, дебаты, интеллектуальные игры, публичные защиты, конференции;участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях, в том числе дистанционных, предметных неделях, интеллектуальных марафонах и др.
Типы проектов (автор Е. С. Полат). Критерии:преобладающий вид деятельности (информационный (поисковый), исследовательский, творческий, социальный, прикладной (практико-ориентированный), игровой (ролевой), инновационный (предполагающий организационноэкономический механизм внедрения);содержание (монопредметный, метапредметный, относящийся к области знаний (нескольким областям), относящийся к области деятельности и пр.);количество участников (индивидуальный, парный, малогрупповой (до 5 человек), групповой (до 15 человек), коллективный (класс и более в рамках школы), муниципальный, городской, всероссийский, международный, сетевой (в рамках сложившейся партнёрской сети, в том числе в Интернете);длительность (продолжительность) проекта (от проект- урока до вертикального многолетнего проекта);дидактическая цель (обеспечение индивидуализации и дифференциации обучения, поддержка мотивации в обучении, реализация потенциала личности и пр.).
Перечень возможных «продуктов» проектной деятельности:Web-сайт;Анализ данных социологического опроса;Атлас; Бизнес-план;Видеофильм; Видеоклип;Электронная газета;Карта; Коллекция;Дизайн - макет; Модель;Музыкальное произведение; Мультимедийный продукт;Пакет рекомендаций; Письмо в ... ;Прогноз; Публикация;Путеводитель; Рекламный проспект;Серия иллюстраций; Сказка;Справочник; Словарь;Статья; Сценарий;Виртуальная экскурсия; Сборник сочинений;Дневник путешествий;Главы из несуществующего учебника и др.
Виды проектов по ФГОСИнформационныйКонструкторскийПрикладнойСоциальныйИнновационныйИнженерныйТворческий
Федеральный государственный образовательный стандарт НОО (приказ Минобрнауки РФ №273 от 06.10.2009.)Исследовательская/проектная деятельность - средство познавательной активности учащихся начальной школы
Федеральный государственный образовательный стандарт ООО (приказ Минобрнауки РФ №1897 от 17.12.2010.)IV. Требования к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образованияОрганизация, осуществляющая образовательную деятельность, реализующая основную образовательную программу основного общего образования, должна иметь…:… помещения для занятий учебно-исследовательской и проектной деятельностью, моделированием и техническим творчеством (лаборатории и мастерские), музыкой,хореографией и изобразительным искусством;Материально-техническое оснащение образовательной деятельности должно обеспечивать возможность:…включения обучающихся в проектную и учебно-исследовательскую деятельность, проведения наблюдений и экспериментов…
Федеральный государственный образовательный стандарт СОО (приказ Минобрнауки РФ №413 от 17.05.2012.) III. Требования к результатам освоения основной образовательной программы 6. Стандарт устанавливает требования к метапредметным результатам освоения обучающимися основной образовательной программы, включающим …самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности. 7. Личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать: 7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект). Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности.Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного или двух лет в рамках учебного времени, специально отведенного учебным планом, и должен быть представлен в виде завершенного учебного исследования или разработанного проекта.
Примерная ООП НОО (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)1 ).2.Содержательный раздел: 2.1.4. Особенности, основные направления и планируемые результаты учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности.
Примерная ООП ООО (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15).2.Содержательный раздел: 2.1. Программа развития универсальных учебных действий, включающая формирование компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности. 2.1.5. Описание особенностей, основных направлений и планируемых результатов учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся (исследовательское, инженерное, прикладное, информационное, социальное, игровое, творческое направление проектов) в рамках урочной и внеурочной деятельности по каждому из направлений, а также особенностей формирования ИКТ-компетенций.
Начальная школа
Основная школа
Внеурочная деятельность
Защита проектов в курсе «Краеведение»