Презентация к уроку физической культуры Естественное возрастное физическое развитие человека — базовая основа для его совершенствования
Естественное возрастное физическое развитие человека - базовая основа для его совершенствования12.08.20151МБОУ Лицей № 185 г. НовосибирскБоровская Л.М. учитель физической культуры
ppt_xppt_y
- закономерный естественный процесс становления и изменения морфологических и функциональных свойств организма в продолжении индивидуальной жизникритерииАнтропометрические показатели длина тела (рост), масса тела (вес), обхват, периметр (окружность) грудной клеткиФункциональные показатели двигательные качества (ловкость, быстрота, гибкость, сила, выносливость)наследственностьоказывает влияние с индивидуальными возрастными особенностямисвязанаДинамика физического развития 12.08.20152Физическое развитие
ppt_xppt_y
комплекс становления морфологических функциональных показателей физического развития человека обусловленвнутренними факторамивнешними условиямигенетически заложенная программа наследственности«предрасположенности»явно выраженные (патологические)Задачи и возможности физической культуры заключаются в том, чтобы повысить устойчивость организма к негативным факторам по средством регулярных занятий12.08.20153
На организм человека воздействуют факторыПриродные факторыфизическая окружающая средаБиологические факторырастительного и животного окруженияСоциально-экологическиеФакторы социальной средыдеятельность человека Внешняя средаЭкология (греч. oikos – дом, жилище, родина + logos – понятие, учение) закономерности взаимодействия человека с природой, проблемы сохранения и укрепления здоровья12.08.20154
style.rotation
Характеристика биоклиматических факторов при изменении высоты относительно уровня моря (по Ф.П. Суслову, Е.Б. Гиппенрейтеру)12.08.20155
предпочтение отдается пассивному отдыхупо любому поводу принимаются лекарствадополнительный объем физической нагрузки занятия физическими упражнениями и спортом «пассивно-активными» действиями - «болением» на стадионах и в спортивных залахподменяютсяАктивный отдых «эмоциональной разгрузкой» при просмотре спортивных передач по телевизорузаменяетсяСемья ячейка обществаСоциальные факторы12.08.20156
ppt_xppt_y
социальные и индивидуальные проблемы здоровьяздорового образа жизниоптимального соотношения умственных и физических нагрузоквоздействия неблагоприятных социальных и экологических факторов на жизнедеятельность индивидафизической культуры общества и каждого отдельного человекаВозникают проблемы12.08.20157
ppt_xppt_y
Человек это великое чудо природы, раскрывающееся не только во взлетах его ума, духа, но и в биологическом совершенстве его организма12.08.20158
style.rotation
физических качествсила быстротавыносливость ловкостьгибкость Естественное становление основных12.08.20159
ppt_xppt_y
style.rotation
style.rotation
12.08.201510достигает своего естественного максимума к 15-17 годам, а потом ухудшаетсяЗакономерности естественного возрастного развития физических качествЛовкостьспособность быстро и рационально координировать движение теланаиболее интенсивно развивается при освоении различных движений с 7 до 12 лет, затем до 14-15 лет этот процесс стабилизируется, после чего ловкость вновь несколько повышается до 17-18-летнего возрастаэто способность в наименьшее время выполнить то или иное однократное действие или осуществить заданную работуБыстрота
rrrrrrrr
Показатели быстроты движений в разном возрасте х ± m(по материалам В.К. Бальсевича, В.А. Запорожанова) Примечание. Подчеркнуты лучшие показатели12.08.201511
12.08.201512Естественная стабилизация и синхронизация работы всех органов и систем наступает сравнительно поздно в 25-30 лет и даже более старшем возрастеСила (как двигательное качество)способность преодолевать внешнее сопротивление либо противодействовать ему посредством мышечных напряженийНеравномерное развития отдельных мышечных групп (особенно разгибателей и сгибателей) в различные возрастные периоды. Максимум силовых качеств человека проявляется в возрасте 20-40 летВыносливостьспособность организма бороться с утомлениемГибкость имеет существенную возрастную динамикуГибкостьспособность выполнять движения с большой амплитудой.
12.08.201513Возрастные изменения активной и пассивной подвижности в суставах позвоночного столба (по Б.В. Сермееву)Цифры по оси ординат со знаком «+» обозначают увеличение глубины наклона после прохождения уровня горизонтали стоп на измерительном приспособлении;Цифры со знаком «-» - шкала до уровня горизонтали
12.08.201514Определить уровень и особенности физического развития можно, с помощью антропометриисистема измерений и исследований в антропологии линейных размеров и других физических характеристик телаИзмеряются: рост стоя и сидявес телаокружность шеи, грудной клетки, талии, живота, плеча, предплечья, бедра, голениЖЕЛстановая сила и сила мышц кистидиаметры – плечевой, грудной клетки и тазогребневойжироотложениеФизическое развитие, методы оценки
ppt_xppt_y
12.08.201515Уровень физического развития оценивается с помощью методов:индексовантропометрических стандартовкорреляции
12.08.201516Антропометрические стандарты это средние значения признаков физического развития, полученные при обследовании большого контингента людей, однородного по составу (возрасту, полу, профессии)Средние величины (стандарты) антропометрических признаков определяются методом математической статистики. Для каждого признака вычисляют среднюю арифметическую величину (М – mediana) и средне-квадратичное отклонение (S – сигма), которое определяет границы однородной группы (нормы).
12.08.201517Средний рост учащихся 173 (М) ± 6 (S) см, то большинство обследованных (68-75)% имеют рост в пределах от 167 (173- 6) см до 179 (173+6) см.Для оценки, сначала определяется отличие показателей обследуемого от аналогичных стандартных. Например, обследуемый учащийся имеет рост 181,5 см, а средний показатель по стандартам (173 см при S = ± 6), значит рост данного учащегося на 8,5 см больше среднего. Затем полученная разница делится на показатель S. Оценка определяется в зависимости от величины полученного частного:меньше - 2,0 (очень низкое); от - 1,0 до - 2,0 (низкое); от - 0,6 до - 1,0 (ниже среднего); от - 0,5 до +0,5 (среднее); от + 0,6 до +1,0 (выше среднего); от +1,0 до +2,0 (высокое);больше +2,0 (очень высокое).В нашем примере получаем частное 8,5 : 6,0 = 1,4. Следовательно, рост обследуемого учащегося соответствует оценке “высокий”.Например
ppt_xppt_y
12.08.201518ЗАДАНИЕ № 11. Определить средний рост учащихся в своем классе1 (рост см) + 2 (рост см) + … / (на количество чел) = средний рост всего классаОпределить S – показатель средней разницы- от самого маленького роста – средний рост класса = - S- от самого высокого роста – средний рост класса = + SВзять средний показатель S2. Определить отличие своего S-показателя от показателя средней разницы3. Определить оценку в зависимости от величины полученного частногоВыполнить задание по выше указанному примеру
12.08.201519Индексы физического развитияЭто показатели физического развития, представляющие соотношение различных антропометрических признаков, выраженных в априорных математических формулахМетод индексов позволяет делать ориентировочные оценки изменений пропорциональности физического развитияИндексвеличина соотношения двух или нескольких антропометрических признаков(веса с ростом, жизненной емкостью легких, силой и т.д.)включают разное число признаков:сложные больше двух признаковпростые (два признака)
12.08.201520Для получения должной величины веса вычитается из данных роста: до 165 см - 100; при росте от 165 до 175 см – 105, при росте 175 см и выше – 110. Полученная разность и считается должным весомРостовой индекс Брока-БругшаОпределяется делением данных веса (в г) на данные роста (в см)Средними показателями считаются 350–400 г у мужчин 325–375 г у женщин.Весоростовой индекс (Кетле)
12.08.201521Определяется путем деления показателей жизненной емкости легких (МП) на вес тела (кг) Средняя величина составляет: для мужчин – 60 (спортсмен 68–70) мл/кг, для женщин – 50 (спортсменки 57–60) мл/кг.Жизненный индекс Получают от деления показателя силы на вес и выражают в процентах. Средними величинами считаются следующие: сила кисти мужчин (70–75)% веса, женщин – (50–60)% , спортсменов – (75–81)% , спортсменок – (60–70)% .Силовой индекс
12.08.201522Выражает разницу между длиной тела и суммой массы тела и окружности грудной клетки на выдохе. Например, при росте 181 см, весе 80 кг, окружности грудной клетки 90 см этот показатель будет равен 181–(80+90) = 11.У взрослых разность меньше 10 крепкое телосложение, от 10 до 20 – как хорошее, от 21 до 25 – как среднее, от 26 до 35 – как слабое более 36 – как очень слабое телосложение.Показатель крепости сложения Измерить окружность запястья рабочей руки: у астеников она меньше 16 см, у нормостеников - от 16 до 18,5 см, у гиперстеников - больше 18,5 см.определение типа телосложения
23Тип телосложенияИндекс Соловьева для мужчинИндекс Соловьева для женщинХарактеристика типа телосложенияастенический (тонкокостный)менее 18 смменее 16 смпродольные размеры преобладают над поперечными: конечности длинные, тонкая кость, шея длинная, тонкая, мышцы развиты слабонормостенический (нормальный)18-20 см16-18 смтелосложение отличается пропорциональностью основных размеров и правильным их соотношениемгиперстенический (ширококостный)более 20 смболее 18 смпоперечные размеры тела значительно больше, чем у нормостеников. Кости толсты и тяжелы, плечи, грудная клетка и бедра широкие, ноги короткие.Типы телосложения (М. Черноруцкий)
ppt_xppt_y
24СоматотипПоказателиВиды спортаЭктоморфы Узкие кости, длинные руки и ноги, узкая грудь и плечи, мышцы длинные и тонкие Циклические упражнения аэробного характера: длительный бег, плавание, ходьба на лыжах, велоспортМезоморфы Туловище крепкое, кости толстые, атлетическое телосложение, сильные мышцыСиловые, скоростно-силовые виды спорта, спортивные игрыЭндоморфы Широкие кости, короткие конечности, коренастое телосложение Силовые, скоростно-силовые виды спорта, плавание, лыжные спортТипы конституции (соматотип) (У.Шелдон)
ppt_xppt_y
12.08.201525эктоморфТипы телосложения мезоморфэндоморф
12.08.201526ЗАДАНИЕ № 2Определить Ростовой индекс Брока-Бругша, сравнить свою величину веса с должным весом Определить свой показатель крепости сложения Определить свой тип телосложения
12.08.201527Рост женщины играет важную роль в определении ее идеального веса. Долгое время классическими считались следующие градации роста женщин:- низкий - 150 см и ниже;- ниже среднего – 151-156 см;- средний – 157-167 см;- высокий – 168-175 см;- очень высокий – 176 см и выше.В последнюю четверть XX в. в связи с акселерацией в эту шкалу были внесены изменения: - для женщин ширококостных и с нормальным типом телосложения средним (нормальным) можно считать рост от 166 до 170 см,- для тонкокостных - от 168 до 172 смНорма роста
ppt_xppt_y
12.08.201528Длина ногКрасивой фигуру можно считать и том случае, если длина ног больше половины роста на следующую величину:- у ширококостных - на 2-4 см и более;- у отличающихся нормальным типом телосложения - на 4-6 см;- у тонкокостных - на 6-9 см.Например, если при росте 168 см и нормальном типе телосложения длина ног у женщины равна 90 см, то пропорции ее фигуры можно считать идеальными: 90 - (168 : 2) = 6
ppt_xppt_y
12.08.201529Соотношение роста и веса Способы определения весаМасса тела зависит от типа телосложения, роста и возраста человекаФормула, предложенна еще в XIX в. известным французским антропологом Полем Брока: вес в килограммах равен росту в сантиметрах минус 100 Идеальный вес женщин (особенно тех, чей рост ниже 160 см), должен быть меньше нормального на 10-15%. Низкорослым женщинам по меньшей мере до 20 лет желательно иметь вес на 3-5 кг меньше нормального
ppt_xppt_y
Определение нормальной массы телаМужчиныЖенщиныМужчиныЖенщиныроствесроствесроствесроствес15856,414846,417768,916757,415957,014946,817869,616858,116057,615047,417970,416958,816158,215147,818071,217059,516258,715248,318172,017160,216359,215348,918272,817260,916459,815449,418373,617361,716560,315549,918474,417462,416660,915650,518575,217563,116761,515751,018676,017663,81'6862,215851,618776,817764,516962^915952,118877,617865,217063,716052,618978,517965,917164,416153,219069,418066,717265,216253,919180,318167,417366,016354,519281,218268,117466,716455,119382,118368,817567,416555,819483,018469,517668,116656,619583,918570,212.08.201530
12.08.201531Основная литература:1. Физическая культура студента и жизнь: учебник / Под ред. В.И. Ильинича. М.: Гардарики, 2010.– 366 с. (CD-диск). 2, 3, 4 главы.Дополнительная литература:1. Барчуков И.С., Нестеров А.А.Физическая культура и спорт: Методология, теория, практика: Учебное пособие для студентов вузов / Под ред. Н.Н. Маликова. - М: ИЦ Академия, 2006. - 528с. 2. Евсеев Ю.И. Физическая культура: учебник. Ростов-на-Дону.: Феникс, 2005. – 320 с.Методические разработки вуза:1. Хода Л.Д., Новичихина Е.В., Боровская Л.М. Физическая культура: Учебно- методическое пособие для студентов вузов. - Нерюнгри: ТИ (ф) СВФУ, 2011. – 91с.