Совершенствование методики спортивного отбора на начальном этапе подготовки пловцов
Совершенствование методики спортивного отбора на начальном этапе подготовки пловцов Исполнитель: Учитель физической культуры Боровкова М.А..
Актуальность настоящего исследования заключается в том, что специфическая особенность спортивного отбора заключается в необходимости долгосрочного прогноза будущих способностей юных спортсменов с целью выявления объективных критериев отбора Цель работы заключалась в выявлении степени стабильности индивидуальных уровней развития ряда показателей, определяющих достижения в спортивном плавании
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:Уточнить систему многоступенчатого отбора в спортивном плавании и выявить наиболее информативные показатели отбора, используемые в спортивной практике.Выявить исходные уровни основных антропометрических показателей начинающих пловцов.Определить степень стабильности индивидуальных антропометрических показателей как основу отбора в спортивном плавании.
Постановка экспериментаПедагогический эксперимент общей продолжительностью 2 года был проведен с контингентом юных пловцов, тренирующихся в бассейне «Октябренок» г. Ростова-на-Дону. На первом этапе из числа новичков, пришедших в бассейн для обучения плаванию, с помощью тестов, было отобрано в спортивную группу 15 мальчиков и 15 девочек в возрасте 10 лет. После первоначального обучения у начинающих пловцов были зарегистрированы результаты в плавании на дистанциях 25, 50 и 100 м.
Физическое развитие юных пловцов (мальчики, средние данные)ПоказателиВозрастПрирост(%)Коэфф.корреляции10 лет12 летДлина тела, см164,4174,46,10,85Длина руки, см72,377,97,70,83Длина кисти, см18,419,03,20,90Ширина плеч, см35,640,413,50,77Ширина таза, см25,030,622,40,64Обхват грудной клетки, см84,491,98,80,72Вес тела, кг44,552,417,70,79ЖЕЛ, л3,74,521,60,68Длина руки : Длина тела0,440,476,80,71Вес тела : Длина тела0,2960,35018,20,65
Физическое развитие юных пловцов (девочки, средние данные)ПоказателиВозрастПрирост(%)Коэфф.корреляции10 лет12 летДлина тела, см162,2173,36,80,85Длина руки, см71,577,88,80,78Длина кисти, см18,018,63,30,87Ширина плеч, см34,940,014,60,56Ширина таза, см24,130,124,80,59Обхват грудной клетки, см84,191,08,20,66Вес тела, кг44,351,516,10,73ЖЕЛ, л3,84,621,00,62Длина руки : Длина тела0,440,464,50,73Вес тела : Длина тела0,2800,36731,00,53ЖЕЛ : Вес тела0,7461,04239,60,46
Результаты в плавании на различных дистанциях (мальчики, средние данные)ПоказателиВозрастПрирост(%)Коэфф.корреляции10 лет12 лет25 м в/ с (с)17,815,614,10,5050 м в/с ( с)42,135,620,30,42100 м в/с ( мин.,с)1,591,3033,20,33
Результаты в плавании на различных дистанциях (девочки, средние данные)ПоказателиВозрастПрирост(%)Коэфф.корреляции10 лет12 лет25 м в/ с (с)18,916.713,10,4250 м в/с ( с)43,236,817,30,39100 м в/с ( мин.,с)2,031,3628,10,27
ВЫВОДЫ1. В спортивном плавании целесообразно использовать многоуровневую систему отбора перспективных пловцов, состоящую из трех ступеней. Первый этап отбора проводится в возрасте 8-9 лет для девочек и 10-11 лет для мальчиков.2. Исходный уровень развития основных антропометрических показателей начинающих пловцов находится в пределах статистических норм. За первые два года тренировок наибольшие темпы прироста обнаружены в таких показателях как вес тела, жизненная емкость легких, длина скольжения, ширина таза.3. В ходе эксперимента выявлены характеристики, обладающие высокой стабильностью индивидуальных уровней развития и являющимися информативными при отборе начинающих пловцов. В эту группу показателей вошли длина и вес тела, жизненная емкость легких, а так же такие показатели как длина руки, длина кисти. 4. Использование таких показателей как длина скольжения, становая сила в процессе первоначального отбора не возможно, в связи с тем, что они имеют низкий уровень корреляции между начальными и конечными (через 2 года) измерениями.5. Спортивные результаты юных пловцов имеют высокие темпы прироста в первые два года тренировки. Однако они не могут рассматриваться в качестве критериев отбора, так как имеют очень низкую взаимосвязь между начальными и конечными измерениями.