Работа по теме самообразования Формирование самооценки младшего школьника
Диагностика Методика А.И. Липкиной "Три оценки" Формирование самооценки младшего школьника Автор: Скирюха Люция Шамеловна, учитель начальных классов МОБУ СОШ №3 г.Якутска Сегодня перед школой стоит задача создания условий для развития личности творческой, думающей, самодостаточной, конкурентоспособной. Мы должны построить такую образовательную среду, так организовать обучение и воспитание, чтобы из стен школы вышел выпускник, имеющий цели в жизни, стремящийся к постоянному самосовершенствованию.Именно поэтому крайне важно открыть ученику опытулучшения себя, саморазвития. Как видно на рисунке, в процессе школьного обучения саморазвитие учащихся складывается в 3 этапа: самооценивание (1 ступень школьного образования); самопознание (2 ступень школьного образования); саморазвитие (3 ступень школьного образования). .
Для учителя начальных классов очень важно учесть, что именно на первой ступени закладывается психологическая база для последующего саморазвития. От того, насколько позитивна самооценка младшего школьника, насколько хорошо он знает и понимает свои особенности, потенциалы, зависит, на какой путь развития он встанет. От того, как учитель организует обучение, зависит, будет ли развитие самооценки активным, так как в этом возрасте самооценка ребенка продолжает формироваться, корректироваться и отшлифовываться под влиянием оценки учителя (словесной — похвала, порицание; и знаковой — отметка). Самооценка — это необходимый компонент развития самосознания, т.е. осознание человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим и самому себе. Работа с самооценкой должна быть комплексной: пронизывать и построение учебного процесса и воспитательную деятельность. Ведь самооценка младшего школьника складывается как из понимания им своих учебных успехов, так и из понимания того, как к нему относятся одноклассники, учитель, другие люди. У младших школьников существует 3 типа самооценки: адекватная, заниженная, завышенная. Существуют разнообразные методики диагностического исследования самооценки. Методика А.И. Липкиной «Три оценки» Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн Определение уровня самооценки методом набора слов, соответствующих "идеалу" и "антиидеалу" Результаты будут более достоверными, если использовать при тестировании разные методики, а также, если исследования будут проводиться в различных условиях (успеха и неуспеха). Полученные данные можно сопоставлять и обобщать. Можно и нужно прослеживать уровень самооценки, проводя контрольное тестирование каждые полгода. Определение уровня самооценки методом набора слов, соответствующих "идеалу" и "антиидеалу". А В ДОБРЫЙСМЕЛЫЙЧЕСТНЫЙАККУРАТНЫЙВЕСЁЛЫЙОТЗЫВЧИВЫЙОБЩИТЕЛЬНЫЙУМНЫЙВНИМАТЕЛЬНЫЙТРУДОЛЮБИВЫЙ ЛЕНИВЫЙНЕРЯШЛИВЫЙГРУБЫЙБОЛТЛИВЫЙКАПРИЗНЫЙУПРЯМЫЙЗАДИРИСТЫЙТРУСЛИВЫЙЛЖИВЫЙЗЛОЙ В исследовании принимало участие 24 человека (1 класс). На основе данной методики были получены следующие результаты: 8% - адекватная самооценка, 92% - завышенная. завышенная заниженная адекватная А >6 <4 5 В <4 >6
5
К Л Ю Ч По итогам I полугодия учащиеся 1 класса совместно со своими родителями заполнили Оценочный лист по метапредметным результатам, где ставили самооценку своего умения выполнять УУД: регулятивные, познавательные, коммуникативные. Критерии оценок были следующие: а) «0» - не сформировано: нет материалов о результатах достижений.б) «+» - сформировано нормально: в материалах по этим действиям явно преобладают оценки «нормально» /«зачёт».в) «!» - сформировано хорошо или отлично: в материалах по этим действиям явно преобладают оценки «хорошо» и «отлично».Оценочный лист заполнили 27 учащихся со своими родителями. Результаты самооценки следующие. Универсальные учебные действия Самооценка (с родителями) Регулятивные 0 + ! 1 Организовывать свое рабочее место под руководством учителя 0 20 7 2 Определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя. 2 20 5 3 Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя. 3 18 6 4 Использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку, треугольник и т.д 2 14 11 5 Проявлять инициативу и самостоятельность в обучении 6 18 3 Познавательные 1 Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела 3 17 7 2 Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике 2 17 8 3 Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие 0 15 12 4 Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков 1 19 7 5 Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему 6 16 5 Коммуникативные 1 Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях 2 18 7 2 Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу 0 21 6 3 Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить 0 15 12 4 Слушать и понимать речь других 0 21 6 5 Работать в паре, группах 1 19 7 Методика А.И.Липкиной “Три оценки” Ученикам предлагается выполнить любое письменное задание. Работа оценивается тремя оценками: адекватной, завышенной и заниженной. Перед раздачей тетрадей с проставленными оценками ученикам говорят: "Три учительницы из трех разных школ проверяли ваши работы. У каждой сложилось разное мнение о выполненном задании, поэтому они поставили разные оценки. Обведи кружком ту оценку, с которой ты согласен". Дети выбрали ту оценку, которую, по их мнению, они заслужили. Выбранные детьми оценки сравнивались с адекватными оценками учителя. В исследовании принимало участие 32 человека (2 класс). На основе данной методики были получены следующие результаты: У 10% учащихся заниженная самооценка, у 43% – адекватная и у 47% учащихся завышенная самооценка. Уровень самооценки можно выявить и с помощью рисуночных тестов. Можно попросить нарисовать человека, семью, несуществующее животное. Эти методики наряду с другими показателями помогают оценить социально благополучие ребенка, уровень его самооценки. Низкая самооценка - маленькая фигурка, расположена не по середине листа, а с краю, плохо прорисованы детали, либо использование темных цветов, штриховки.Адекватная самооценка - хорошо прорисованная фигура, расположенная в центре листа, хорошо прорисованное лицо и части одежды, достаточно длинные руки и ноги. Завышенная самооценка - слишком большая фигура, сильно украшенная, все остальные фигуры на рисунке кажутся невзрачными и незаметными. здоровье ум, способности характер авторитет у сверстников умение многое делать своими руками, умелые руки внешность уверенность в себе Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн. В первом классе полезно использовать волшебные линеечки, напоминающие ребѐнку измерительный прибор (инструмент самооценки, предложенный Т. Дембо и С. Рубинштейном,) на которых ребѐнок сам оценивает свою работу. Ученикам предлагается две линеечки, на которых оценивается правильность выполненной работы (по общему количеству допущенных ошибок) и красота. С помощью этих волшебных линеечек‖ можно измерить всѐ что угодно. Перед началом измерения объяснить первоклассникам, что на самом верху линеечки‖ может поставить крестик тот ребѐнок, который все слова написал правильно, в самом низу этой линеечки‖ - тот, кто все слова написал с ошибками. «В о л ш е б н ы е л и н е е ч к и» Таким образом, ребѐнок ставит крестик на условной шкале в соответствии с тем местом, которое занимает данный результат между самым лучшим и самым худшим результатом по выбранному критерию. Проверяя работу учащегося, учитель ставит свой крестик на той же линеечке. Несоответствие оценки ученика и моей оценки на линеечке‖ потом становится темой для диалога с учеником. Такая форма оценивания удобна для письменных работ учащихся. Для первоклассника, учащегося эти параметры оценки своей работы (правильность и красота) очень важны. Проба Де Греефе Данная экспериментальная процедура, предложенная французским психиатром Де Греефе, является простым и весьма остроумным приемом определения самооценки. Ее рекомендуется использовать при работе со школьниками 1-2 класса. В индивидуальной беседе ребенку показывают нарисованные на листе бумаги три одинаковых кружка и говорят: «Перед тобой три кружка: первый кружок обозначает твоего учителя, второй - тебя самого, третий – твоего одноклассника (назвать имя). От каждого кружка надо опустить вниз линию. От того, кто из вас самый умный, надо опустить самую длинную линию; от того, кто самый глупый - самую короткую; от того, кто средний - среднюю». После выполнения этого задания ребенка просят объяснить свое решение. Способы выражения самооценки Внешнее выражение уровня самоконтроля и самооценки может быть представлено следующим образом: - Я это умею и могу двигаться дальше. Я понял материал урока и справился со всеми заданиями. Я доволен собой. - Я хорошо работал, но умею еще лучше - Этот способ деятельности мной еще не освоен, и я пока не могу двигаться дальше. Недоволен собой. Работа не получилась. ? - Я не понял материал, не смог выполнить задание, мне срочно требуется помощь! Есть вопрос. Методика изучения самооценки «Незаконченное предложение» «ДЕРЕВО УСПЕХА» Рекомендации учителю по работе с детьми с высоким уровнем самооценки При организации внеклассных мероприятий включать учащихся в групповую работу. Учить слушать других. Воспитывать чувство сопереживания.Оценивая работы, показывать как положительные, так и отрицательные моменты. Аргументировать оценки. Рекомендации учителю по работе с детьми с низким уровнем самооценки Не предъявлять к ребёнку завышенных требований. Не использовать слова, унижающие достоинство человека, то есть оценивать результат деятельности, а не личность. Вовлекать учащихся в коллективную работу. При организации внеклассных мероприятий назначать учащихся на ответственные должности. Предлагать в учебной деятельности задания творческого характера. Правила оценочной безопасности Не скупиться на похвалу. Хвалить исполнителя, критиковать исполнение. «На ложку дегтя – бочка меда» : даже в море неуспеха можно найти островок успешности и закрепиться на нем. « За двумя зайцами….»: не ставить перед детьми несколько задач одновременно, перед каждой работой определять конкретные цели. Не использовать слова: « Опять ты не ….». Это способствует формированию неудачников. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Оценка и отметка всегда считались монополией учителя, а развитие самооценки – чем-то дополнительным и необязательным. Если мы хотим помочь нашим детям стать самостоятельными, давайте учить их свободе решений и ответственности за свой выбор. Развитие самооценки потребует от вас дополнительных усилий, но вскоре вы увидите, как дети станут другими! И однажды они вам скажут: «Теперь понятно, зачем мы учимся!» и «Я больше не боюсь отвечать, потому что учитель со мной советуется!» Внимание! Если понравилось выступление: это было актуально, полезно, интересно – покажите красную карточку.Если вас это не тронуло – покажите желтую. Используемые ресурсы: А.В.Хуторской. Анализ, самоанализ и рефлексия урока http://khutorskoy.ru/be/2008/0312/index.htmА.В.Захарова. Формирование самосознания и самооценки в учебной деятельности// Психологические проблемы в учебной деятельности школьника, М, 2003Г.Ю.Ксензова. Оценочная деятельность учителя: Учебно-методическое пособие. – М.: Просвещение, 2000. Д.Б.Эльконин Особенности психологического развития детей 6-7 летнего возраста. - М., Педагогика, 20015. Е.В.Головкина. Подведение итогов уроков. Рефлексия. //http://ezhva-licey.ru/teachers/nmr/metodich_razrabotki/itogi_uroka/ http://www.fos.ru/pedagog/9664_2.html http://www.zanimatika.ru/bestsennaya-kopilka/situatsiya-uspeha.html http://www.in-exp.ru/inexp-6-2008/40-pract-upr-in-exp/132-ped-sovet.html