Презентация Психологические особенности младшего школьника


Психологические особенности младшего школьника ПАМЯТЬ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКАПАМЯТЬ - одно из основных свойств нервной системы; форма психического отражения, развивающаяся как запоминание, сохранение и последующее воспроизведение и узнавание ранее воспринятого, пережитого или сделанного В учебном процессе актуальны следующие виды памяти: логическая (оперирующая взаимосвязанными по смыслу единицами информации); абстрактно-логическая (оперирующая комбинацией конкретных смыслов и абстрактных понятий) механическая (характеризующаяся только повторением без установления ассоциативных или смысловых связей.), зрительная («фотографическая» без обязательного осмысления), эмоциональная (сохраняющая не только единицы смысла, но и чувственные абстракции) Внимание младшего школьникаВНИМАНИЕ - сосредоточенность и направленность психической деятельности на определённый объект. Характеристики внимания: объём (количество объектов, которое может быть воспринято и запечатлено человеком в относительно короткий промежуток времени), распределение (способность одновременно удерживать в поле сознания различные объекты), концентрация (возможность произвольного сокращения его объёма до одного объекта), интенсивность, направленность, переключение, устойчивость. Мышление - процесс моделирования неслучайных отношений окружающего мира на основе аксиоматических положений. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТИПА МЫШЛЕНИЯ(ВЕДУЩЕГО ПОЛУШАРИЯ ГОЛОВНОГО МОЗГА)у младших школьников ПРОЦЕДУРА1.Переплетите пальцы рук в «замок»Большой палец какой руки оказался сверху?2. Сомкните в колечко большой и указательный пальцы правой (для левшей – левой) руки и посмотрите в этот«прицел» на небольшой неподвижный предмет перед собой. Закройте поочерёдно правый и левый глаз.У какого глаза цель «убегает»?3. Примите «позу Наполеона».Локоть какой руки оказался сверху?4. Поаплодируйте.Какая ладонь оказалась сверху?После выполнения каждого задания запишите соответствующую литеру (Л – левая рука / левый глаз или П – правая рука / правый глаз). Получится последовательность из 4х букв П (тело) => Л (мозг) => анализЛ (тело) => П (мозг) => синтез ИНТЕРПРЕТАЦИЯПППП – «чистый аналитик», «консерватор»ПППЛ – меланхолик с аналитической доминантойППЛП – сильный, жёсткий аналитикППЛЛ – сильный, контактный с комбинированным типом мышленияПЛПП – мягкий, управляемый аналитикПЛПЛ – внушаемый с комбинированным типом мышленияПЛЛП – независимый с комбинированным типом мышленияПЛЛЛ – образник с независимым, «мужским» типом поведенияЛППП – мягкий, внушаемый с аналитическим типом мышленияЛППЛ – мягкий, управляемый с комбинированным типом мышленияЛПЛП – сильный, настойчивый с комбинированным типом мышленияЛПЛЛ – сильный, не навязчивый с образным типом мышленияЛЛПП – контактный, увлекающийся с комбинированным типом мышленияЛЛПЛ – мягкий, доверчивый с образным типом мышленияЛЛЛП – эмоциональный, решительный с образным типом мышленияЛЛЛЛ – «чистый образник», креативный, эмоциональный, непредсказуемый ВЕДУЩАЯ РЕПРЕЗЕНТАТИВНАЯ СИСТЕМА(РС)Зрительная – ВИЗУАЛЫСлуховая – АУДИАЛЫТактильная - КИНЕСТЕТИКИ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕДУЩЕЙ РС В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ(процедура) Индивидуальная беседа с ребенком на протяжении 7-10 мин., в ходе которой ребенку задаются вопросы следующего типа: Вчера (сегодня) мы читали рассказ. (сказку) На кого из героев этого рассказа (сказки) ты больше всего похож? На какого зверя (какое животное) ты больше всего похож? На какую птицу ты больше всего похож? На какое дерево ты больше всего похож? На какое растение (какой цветок) ты больше всего похож? На какого мультипликационного персонажа ты больше всего похож? На какую игрушку ты больше всего похож?На какой предмет (в этой комнате) ты больше всего похож?Спрашиваем не спеша, просим ребенка хорошо подумать, хвалим за ответы. Одинаковые окончания вопросов «ты больше всего похож» обязательны. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕДУЩЕЙ РСВ МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ(интерпретация) В процессе беседы не столько ориентируемся на содержание ответов ребенка, сколько следим за положением его глаз и головы.Стандартные окончания вопросов заставляют ребенка постоянно возвращаться мыслями к себе, как бы смотреть на себя. При подобных обстоятельствах наблюдаются следующие закономерности:У ВИЗУАЛОВ глаза широко открыты, направление взгляда от «прямо перед собой» (нижний предел) до «вверх», «в потолок», насколько позволяет гибкость шейных позвонков. Голова высоко поднята, может постепенно запрокидываться.У АУДИАЛОВ веки слегка опущены, направление взгляда от «прямо перед собой» (верхний предел) до «слегка вниз». Ребенок производит впечатление сосредоточенно думающего.У КИНЕСТЕТИКОВ взгляд и голова опущены, глаза кажутся почти закрытыми. Ребенок смотрит на свое тело. Левополушарный визуал. Хорошая зрительная память, в т.ч. на схемы, таблицы, графики, формулы, символы, логичен, силён в аргументировании, тщательно подбирает слова. Опора на письменный текстпридаёт ему уверенности. Склонен больше доверять книгам, чем конспектам. Если плохо владеет материалом, помощь может оказать подсказка в любой форме, «натолкнуть на мысль». В случае дефицита времени старается рассчитать, распределить его,уделяя больше внимания своим пробелам в знаниях. Часто правильно представляет то, что ожидает от негопедагог. Способен «объективно посмотреть на себя со стороны», поэтому относительно реже других типов критикует оценки педагогов. Правополушарный визуал. Стремится опереться наглавное, существенное в материале. Часто упускает детали. Умеет мобилизоваться, особенно при высокоймотивации и положительном эмоциональном фоне. Вкритические моменты обращается к образам, ассоциациям, их комбинированию. При устном ответе может испытывать трудности с формулировкой. УсловияДефицита времени, тестовая форма проверки знаний фрустрируют его. Чувствителен к отвлекающим факторам.Если плохо ориентируется в материале, пытается «увидеть, на что это похоже». Больше доверяет своимконспектам, чем учебникам. По мимике учителя можетчитать подсказки и формировать обратную связь. Левополушарный аудиал. Опирается на слуховую память. Успешно справляется с диктантами и учебными тестами, но испытывает трудности на контрольных с творческими заданиями. Умеет выстроить устный ответ,грамотно использует формулировки, определения. Ориентируется на смыслы, значения, практические задания часто выполняет менее успешно. В критический момент должен максимально хорошо понимать суть того,чего от него ожидает педагог. Склонен задавать уточняющие вопросы «на понимание», «докапываться досути». Если во время ответа его прервать, с трудом продолжает с того же места, легче начать с начала.Режим дефицита времени переносит сравнительно легко,Умеет его рассчитывать и использовать. Правополушарный аудиал. Опирается на слуховую память и интуицию. Для работы с текстовым материаломнужно больше времени, чем представителям предыдущихтипов. Письменные задания – его слабое место. В устномэкзамене, собеседовании ориентируется на вербальные иневербальные реакции педагога. Устные замечания могутнегативно повлиять на его эмоциональное состояние,эффективность работы. Часто неустойчивая работоспособность ведёт к непредсказуемости в критической ситуации. Если слабо владеет материалом, компенсирует это собственными представлениями в форме рассуждений и гипотез. На экзамене, контрольной может «запутаться» в информации. При дефицитевремени принимает решения, которые громко «звучат вголове». Левополушарный кинестетик. Опирается на механическую память, факты, примеры из жизни, реальные случаи и события, имеющие отношение к теме,а также на здравый смысл и свой жизненный опыт. Темпвыполнения учебных заданий самый медленный из всех типов, поэтому при дефиците времени часто не успеваетвыполнить работу. Глубина усвоения теоретических знаний ограничена. Испытывает трудности из-за недостаточной оригинальности и гибкости мышления. Наэкзамене часто воспроизводит объём знаний меньше того,Которым реально обладает (излишне лаконичен). Если невладеет учебным материалом, просто замолкает. Более Успешен, если в ответе необходимо двигаться от конкретного к абстрактному, а не наоборот. Правополушарный кинестетик. В экстремальнойситуации опирается на личный опыт, упрощённое понимание материала, ассоциации между знаниями иличными впечатлениями. В сравнении с другими типамииспытывает наибольшие проблемы в экстремальныхучебных ситуациях. Часто испытывает учебные трудности,поэтому такие ситуации для него всегда стрессогенны.обычно имеет серьёзные проблемы со вниманием,самоконтролем, рефлексией, абстрактным мышлением. Экзамены, контрольные и пр. обычно не активизируют его сильный канал – кинестетический. Если не владеет учебным материалом – эмоционально неуравновешен, диффузно активен в движениях, ищет помощи у одноклассников и педагога, использует шпаргалки. Дефицит времени серьёзно ухудшает качество его работы. РАБОТА С ДОМИНИРУЮЩИМИРЕПРЕЗЕНТАТИВНЫМИ СИСТЕМАМИ НА УРОКЕ.РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМПО РАБОТЕ С КЛАССОМ С КЛАССОМ, ГДЕ МНОГО ЛЕВОВИЗУАЛЬНЫХ УЧЕНИКОВ поддерживать быстрый темп в работе, особенно с учебными текстами; использовать схемы, блок-схемы, таблицы, алгоритмы,конструкты и т.п.; давать больше самостоятельных заданий, особенно письменных; учить не столько запоминать, сколько ориентироваться в информации; аргументировать свои утверждения; давать ученикам возможность самим проверить и оценить свою успешность; иногда поручать таким ученикам подготовить и изложить за учителя часть учебного материала. С КЛАССОМ, ГДЕ МНОГО ПРАВОВИЗУАЛЬНЫХ УЧЕНИКОВ начинать изложение с главного, общего; применять проблемное изложение, исследовательскийметод; в начале изложения знакомить с планом-схемой всегокурса; изучать большие фрагменты курса обзорно, затемконкретизировать; давать самостоятельные задания по учебнику (на выбор); в изложении нового материала находить сходства,аналогии с уже известным; использовать карточки с индивидуальными заданиямиразной сложности;- практиковать заучивание больших кусков материала. С КЛАССОМ, ГДЕ МНОГО ЛЕВОАУДИАЛЬНЫХ УЧЕНИКОВ самое главное и сложное объяснять устно, и обязательно по порядку; использовать аргументы, доказательства,умозаключения; найти оптимальный темп и ритм изложения и не менять его; для контроля использовать учебные тесты с последующим разбором ошибок; отрабатывать умения выступать, вести беседу, диспут,убеждать (риторика, софистика); возможно использование во время занятий слабогозвукового фона (музыка). С КЛАССОМ, ГДЕ МНОГО ПРАВОАУДИАЛЬНЫХ УЧЕНИКОВ главный, сложный материал объяснять устно, но использовать каждый раз разные приёмы; излагая новый материал, использовать старый, известный, чтобы ученики сами находили аналогии; давать исследовательские задания, чтобы ученики самидвигались от неизвестного к известному; излагать информацию эмоционально, выразительно; стимулировать творчество, поиск собственных вариантоврешений, использовать диспуты и дискуссии; в обучении языкам устные ошибки не исправлять (пустьученики начнут делать это сами);при отвлечении учеников давать время на концентрацию внимания, использовать эмоциональнуюразрядку;- периодически повторять наиболее важный материал. С КЛАССОМ, ГДЕ МНОГО ЛЕВОКИНЕСТЕТИЧЕСКИХ УЧЕНИКОВ начинать с практики, задач, упражнений, теорию давать после «прикладной» работы; представлять связи и логику материала по принципусборки целого из частей; давать задания на классификацию, распределение,сортировку, отсеивание информации; делать акценты на принципиальные, узловые моменты –«места крепления» материала; излагать чётко, лаконично, без излишеств; по ходу изложения стараться активно двигаться и использовать активные слова;давать время на полный ответ, объяснение, аргументацию;использовать наводящие вопросы, терпеливо ожидатьответы. ٚ(јಢ਀“LǯЂ㤄Ο…їƿǿ̿쎀οText Box 2DŽ˟͓ˤ@ྟྡྦрǔːϰԐ՞ಢ਀“JǯЂ㨸Ο…їƿǿ̿쎀οTextBox 3ƀђᘓ༎ӤྟྠζС КЛАССОМ, ГДЕ МНОГО ПРАВОКИНЕСТЕТИЧЕСКИХ УЧЕНИКОВ начинать с практики, задач, упражнений, теорию давать после «прикладной» работы; более тщательно отрабатывать абстрактные понятия; в целом вести обучение как с более младшимиучениками; специально обращать внимание на мелкие детали,подробности; чаще делать переключения, отвлечения, короткий отдых, физкультпаузы; использовать цветовое выделение информации; поддерживать положительный эмоциональный фонв классе.ྡЬ31Ѓ-"`Ѓ-0Ѓ-1Ѓ-[Ѓ-Ѓ-3G쳿︀ƩG￿ﻌྪŦiྦрǔːϰԐHఀѓ0ƁࠀƃࠀƓ龎‹Ɣ뷞hƿǿ̄̿ С КЛАССОМ, ГДЕ МНОГО ПРАВОКИНЕСТЕТИЧЕСКИХ УЧЕНИКОВ начинать с практики, задач, упражнений, теорию давать после «прикладной» работы; более тщательно отрабатывать абстрактные понятия; в целом вести обучение как с более младшимиучениками; специально обращать внимание на мелкие детали,подробности; чаще делать переключения, отвлечения, короткий отдых, физкультпаузы; использовать цветовое выделение информации; поддерживать положительный эмоциональный фонв классе. АУДИТОРНЫЕ УПРАЖНЕНИЯНА РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ, ВНИМАНИЯ, МЫШЛЕНИЯ УМЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ___________источник: интернет-портал «теремок», раздел «нескучные уроки» http://www.teremoc.ru/yrok/yrok.php Упражнение 1. "Загадка"На одной ноге стоитВ воду пристально глядит,Тычет клювом наугад -Ищет в речке лягушат. Пример занятия Упражнение 2. Задача на развитие вниманияНа яблоне было 10 яблок, а на иве на 2 меньше. Сколько всего было яблок? Упражнение 3. "Обобщение"Задание: назвать группу слов общим словом:чашка, блюдце, стакан, кастрюля Упражнение 4. "Логическая задача"Двое мальчиков играли в шашки 2 часа. Сколько времени играл каждый из них? Упражнение 5. "Превращение слов"Задание: изменяя по одной букве в каждом слове, превратить ночь в день. Записать цепочку слов ночь.....................день Поведенческие и познавательные особенности младшего школьника напрямую зависят от комплекса его личностных характеристик, которые являются наследуемой, врожденной и пожизненной данностью.Такой комплекс характеристик представляет собой тип личности в рамках структуры личности. Структура личности Функции (составляющие) личности:ЭМОЦМЯ (душа)ВОЛЯ (дух)ЛОГИКА (разум)ФИЗИКА (тело) Функция = значимость + качество + количество экспресс-диагностика типа личности1 возьму обязательно, в первую очередьтоже возьму, хотя в крайнем случае обойдусьбуду долго сомневаться, в конце концов возьму, а потом буду об этом сожалетьполенюсь брать и легко обойдусь без этого еда и одежда по принципу «много не бывает», комфортная палаткародные, близкие, любимые люди (2-3)художественная литературанаучная и познавательная литература экспресс-диагностика типа личности2 еда и одежда по принципу «много не бывает», комфортная палаткародные, близкие, любимые люди (2-3)художественная литература, любимые фильмы и музыканаучная и познавательная литература ФизикаВоляЭмоцияЛогика I II III IV сила слабость плач отдай! это моё кулаки Функции: Эмоция, Воля, Логика, Физика «Матрица» личности:ПЕРВАЯ позиция («суперство»): сила, избыток, результат, монолог, жесткость, осторожность, уверенность, независимость.ВТОРАЯ позиция (оптимальность): сила, норма, процесс, диалог, жалость, бесстрашие, уверенность, компромисс.ТРЕТЬЯ позиция (проблемность): слабость, недостаток, процесс, диалог, зависть, боязливость, сомнение, компромисс.ЧЕТВЕРТАЯ позиция («зона отдыха»): слабость, скудность, результат, монолог, безразличие, бесстрашие, недостоверность, зависимость. Тип личности – матрица личности, заполненная функциями в определенном порядке.