Психологические и возрастные особенности детей младшего школьного возраста


Возрастные и психологические особенности детей младшего школьного возраста Младший школьный возраст(от 6 до 10 -11 лет) Поступление в школу Кризис семи лет. Независимо от того, когда ребёнок пошел в школу, в шесть или в семь лет, он в какой-то момент своего развития проходит через кризис. Ребёнок оказывается на границе нового возрастного периода. Ведущий вид деятельности – учебная деятельность Объективная психологическая готовность к обучению в школе Внимание относительно длительно и устойчиво Память достаточно развита Острота и свежесть восприятия Любознательность Яркость воображения Речь довольно развита Субъективная психологическая готовность к обучению в школе желание и стремление учиться в школе своеобразная готовность, к новым формам взаимоотношений со взрослыми Физические особенности Дети этого возраста очень подвижны, энергичны. (Не может вынести длительные периоды напряженной деятельности)Любит слушать речь взрослого, но необходимо учитывать, что порог слышимости и острота слуха еще не достигли своих наибольших величин.Ребенок может сосредоточить свое внимание на 10-20 минут. Активно реагирует на все новое, яркое. Интеллектуальные особенности Ребенок живет, в основном, настоящим. У него ограниченное понимание времени, пространства и чисел.Любит задавать вопросы: «Почему?», «А правда ли это?»Прекрасный возраст для заучивания наизусть. Более легко запоминает слова, чем мысли. Эмоциональные особенности Младшие школьники очень эмоциональны. Во-первых: всё, что дети наблюдают, о чём думают, что делают, вызывает у них эмоционально окрашенное отношение. Во-вторых: они не умеют сдерживать свои чувства, контролировать их внешнее проявление.В-третьих: большая эмоциональная неустойчивость, частая смена настроения, склонность к аффектам, кратковременным и бурным проявлениям радости, горя, гнева, страха. С годами всё больше развивается способность регулировать свои чувства, сдерживать их нежелательные проявления. Трудности, с которыми ребенок сталкивается в школе. Резкое изменение режима дня.Трудность, которая проистекает из характера взаимоотношений с учителем и с товарищами по классу. Учитель – тот человек, который постоянно оценивает ребенка.Функциональные отклонения: нарушения сна, аппетита, дети капризны, возрастает интерес к игрушкам, увеличивается количество заболеваний. Учебная деятельность в начальных классах стимулирует, прежде всего, развитие психических процессов непосредственного познания окружающего мира – ощущений и восприятия. В процессе обучения происходит перестройка восприятия. Оно поднимается на более высокую ступень развития, принимает характер целенаправленной и управляемой деятельности. В процессе обучения восприятие углубляется, становится более анализирующим, дифференцирующим, принимает характер организованного наблюдения. Динамика мотивов у младших школьников. Сначала у ребенка проявляется интерес к внешней стороне пребывания в школе.Возникает интерес к первым результатам учебной деятельности.Возникает интерес к процессу и содержанию учения.Интерес к способам добывания знаний. Возрастные особенности мышления Появляется возможность делать первые обобщения, первые выводы, проводить первые аналогии, строить элементарные умозаключения. На этой основе у ребёнка постепенно начинают формироваться элементарные научные понятия. Возрастные особенности памяти Более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая. Склонны к механическому запоминанию без осознания смысловых связей внутри запоминаемого материала. Возрастные особенности внимания Значительно лучше в младшем школьном возрасте развито непроизвольное внимание (Всё новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание учеников, без всяких усилий с их стороны). Возрастные особенности восприятия Не достаточно организованно, хотя младший школьник может целенаправленно рассматривать предметы и рисунки, выделяются «бросающиеся в глаза» свойства. Возрастные особенности развития воображения Развивается творческое воображение как создание новых образов, связанное с преобразованием, переработкой впечатлений прошлого опыта, соединением их в новые сочетания, комбинации. Развитие личности младшего школьника Зависит от школьной успеваемости, оценки ребёнка взрослыми. Сильно подвержено внешнему влиянию. Закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения. Основная задача взрослых в работе с детьми младшего школьного возраста — создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей с учётом индивидуальности каждого ребёнка.