Презентация к родительскому собранию Возрастные особенности подростков (9 класс)
Общаться с подростком. Как? Возрастные особенности подростков “Вызов взрослым — не столько посягательство на взрослые стандарты, сколько попытка установить границы, которые способствуют их самоопределению” Ч. Шелтон Возрастные особенности подросткового возраста 1.Средний школьный возраст (от 11-12 до 14-15 лет) называют отроческим, или подростковым.2.В подростке одновременно существуют и «детское» и «взрослое».3.Центральное новообразование - чувство взрослости.4.Ведущая позиция - общение со сверстниками.5.Возраст характеризуется перестройкой: мотивационной сферы,интеллектуальной сферы, сферы взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, личностной сферы – самосознания. Физиологическая и биологическая перестройка организма подростка Кардинально перестраиваются сразу три системы: гормональная; кровеносная;костно-мышечная. Все это приводит к тому, что повышаются утомляемость, возбудимость, раздражительность, негативизм, драчливость Негативные изменения, происходящие с подростком: ранимая неустойчивая психика, высокая тревожность;проявление эгоцентризма; намеренная манипуляция взрослыми; внутренний конфликт с самим собой и окружающими;проявляются склонность к необдуманному риску;неумение оценить степень его опасности;агрессивность, зачастую без причины; повышенное негативное отношение к учителям, родителям, взрослым; страх одиночества. Положительные изменения, происходящие с подростком: проявление чувства взрослости;рост самосознания, самооценки, саморегуляции; повышенное внимание к своей внешности (рост, фигура, лицо, одежда); проявление самостоятельности в приобретении знаний и навыков; появление познавательной мотивации;желание быть не хуже, а лучше других. Чувство взрослости Соблюдение принципов равноправия и уваженияНе учить не наставлять, т.к. перед тобой взрослыйАргументация требований взрослогоПодростки часто согласны только на внешнее подчеркивание взрослостиУчитывать право на ошибкуДоверие авансом Обращение к подростку за помощью, советом Формированию у взрослых равноправного отношения к подросткам мешают: Неизменность общественного положения подростка - он по-прежнему школьник;Полная материальная зависимость от родителей;Привычный стиль взрослых в воспитании – направлять и контролировать ребенка;Сохранение у подростка детских черт в поведении. Ведущая позиция - общение со сверстниками Ведущим мотивом поведения подростка является стремление найти свое место среди сверстников. Подросток максимально подвержен влиянию группы, ее ценностей; он боится утратить популярность среди сверстников. Перестройка сферы взаимоотношений со взрослыми Перестройка сферы взаимоотношений со взрослыми Старшие подростки впервые “открывают для себя родителей” и начинают предъявлять им чрезвычайно высокие требования.Родители осознаются подростками как люди, обеспечивающие их настоящее и будущее. Процесс взаимоотношений имеет одностороннюю направленность — подростки требуют от родителей внимания, понимания, поощрения. Собственные проблемы родители “пусть решают сами”, подросток лишь оценивает успешность таких решений. В большинстве случаев присутствует ориентация не только на то, чтобы “взять” от родителей, но и на то, чтобы “дали”, сводя собственную активность к нулю. В подростковом возрасте отношение к семье в целом и к родителям изменяется в следующих направлениях: 1. Появляются критика, сомнения и противодействие ценностям, установкам и образу действий взрослых.2. Эмоциональные связи с семьей ослабевают.3. Родители как образец для ориентации и идентификации отступают на второй план.4. В целом уменьшается влияние семьи. Рекомендации родителям Выстраивайте позитивные отношения между вами и ребенком. 1. Беседуйте с подростком дружелюбно, в уважительном тоне. Сдерживайте свой критицизм и создавайте позитивизм в общении с ним. Тон должен демонстрировать только уважение к подростку, как к личности. 2. Будьте одновременно тверды и добры. Взрослый должен быть дружелюбным и не выступать в роли судьи. 3. Поддерживайте подростка. В отличие от награды поддержка нужна даже тогда, когда он не достигает успеха. 4. Имейте мужество. Изменение поведения требует практики и терпения. 5. Демонстрируйте взаимное уважение. Взрослый должен демонстрировать доверие к подростку, уверенность в нем и уважение к нему, как к личности. «Счастье, когда тебя понимают!» Подросток из фильма «Доживем до понедельника»