Презентация по русскому языку на тему Написание существительных с суффиксом -ищ-(3 класс) 
Министерство образования и молодёжной политики Чувашской РеспубликиМуниципальное общеобразовательное « Комсомольская СОШ №2»Проблемная ситуация на уроках русского языка в начальных классах.Алексеева Любовь Валентиновнаучитель начальных классоввысшей категории
РУССКИЙ ЯЗЫК.  3 КЛАСС.  ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ.Тема:Написание существительных с суффиксом – ищ -.Проблемная ситуация:- Слова-то одинаковые – с суффиксом – ищ-!        Но одни слова оканчиваются на – а,а  другие – на –е! Почему?
              С каким значением в словах                                   используется суффикс - ищ-?     Жил-был заяц в лесу: летом ему было хорошо, а зимой           плохо — приходилось к крестьянам на гумно ходить, овёс воровать.Приходит он к одному крестьянину на гумно, а тут уж стадо зайцев. Вот он и начал им хвастать:— У меня не усы, а усищи, не лапы, а лáпищи, не зубы, а зýбищи — я никого не боюсь.Зайцы и рассказали тётке вороне про эту хвáсту. Тётка ворона пошла хвасту разыскивать и нашла его под кокориной. Заяц испугался:— Тётка ворона, я больше не буду хвастать!— А как ты хвастал?— А у меня не усы, а усищи, не лапы лáпищи, не зубы, а зýбищи.Вот она его маленько и потрепала:— Более не хвастай!Раз сидела ворона на заборе, собаки её подхватили и давай мять, а заяц это увидел.«Как бы вороне помочь?»Выскочил на горочку и сел. Собаки увидали зайца, бросили ворону — да за ним, а ворона опять на забор. А заяц от собак ушёл.Немного погодя ворона опять встретила этого зайца и говорит ему:— Вот ты молодец, не хвáста, а храбрец! 
                                         Создание проблемной ситуации.                             В каком числе стоят все слова?                           А давайте поставим их в единственное число.                     усищ (- а-, -е-) ?                      лапищ ( -а-, -е -) ?                       зубищ ( -а-, -е-)  ?
Обратный словарьслова с суффиксом – ищ -.- рыбища                  - зубище- травища                 - медведище- головища                - дождище- тетрадища              - гвоздище- бородища                - холодище- пылища                    - арбузищеПроблема:Слова-то одинаковые с суффиксом – ищ - ! Но одни слова оканчиваются на  - а, а другие на - е! Почему?
Слова, образованные от основы женского рода с суффиксом – ищ- имеют окончания –а-.  - Слово с суффиксом – ищ - стоит в том же роде, что и слово, от основы которого оно образовано.- Слова, образованные от основы мужского рода и среднего рода с суффиксом – ищ – имеют окончания – е-.
Шуточный текст  Олега Григорьева  «Былина».     « Два приятеля Славочка и Боренька мирно беседуют. Один сидит на скамеечке, другой -  на заборчике. В руках у каждого -  тетрадочка и карандашик.  Потом они ссорятся, и всё сразу меняется.  Теперь они не Славочка и Боренька, а Славищ… и Борищ… . Заборчик теперь- заборищ…, а скамеечка- скамеищ... В руках у каждого - тетрадищ… и карандащ… .»
Алгоритм написания окончаний е и а после суффикса  – ищ - .1шаг. Есть затруднение в написании окончания существительного после суффикса  – ищ - ?2 шаг.  От основы какого слова образовано существительное?3 шаг. Определи  род.4 шаг. Слова, образованные от основы мужского и среднего рода с суффиксом  –ищ-  имеют окончание е.    Слова, образованные от основы женского рода с суффиксом  –ищ- имеют окончание а.
ВЫПИШИ ВЫДЕЛЕННЫЕ СЛОВА СТОЛБИКОМ В НАЧАЛЬНОЙ ФОРМЕ.Жило- было Чудищ… -Юное стращилищ… .Росту непомерного, Непомерной силищи.Жило припеваючиВ огромной ямищеУ своих, у любящихПапищи и мамищи.                         Кто из ребят лучше понял правило?                           Миша написал: папище и мамища.                               Маша написала: папища, мамища.