Урок по биологии в 8 классе Витамины
Во время одной из экспедиций Колумба часть экипажа сильно заболела. Умирающие моряки просили капитана высадить их на каком-нибудь острове, чтобы они могли там спокойно умереть. Колумб сжалился над страдальцами, причалил к ближайшему острову, оставил больных вместе с запасом провианта, ружья и пороха на всякий случай. А через несколько месяцев, на обратном пути его корабли вновь подошли к берегу, чтобы предать останки несчастных моряков земле. Каково же было их удивление, когда они встретили своих товарищей живыми и здоровыми! Остров назвали «Кюрасао», по-португальски это означает «оздоравливающий».
Цель урока: Изучить роль витаминов и влияние их на организм человека. Задачи: 1. Изучить многообразие витаминов и их влияние на организм человека. 2. Определить продукты питания, содержащие данные витамины. 3. Выяснить что такое авитаминоз и причины их вызывающие. 4. Экспериментально доказать наличие одного из витаминов в фруктах. 5. Оформить альбом – проект «Витамины». План урока: История открытия витаминов.Витамины и их классификация.Лабораторная работа. « Здоровье – эта та вершина,которую каждый долженпреодолеть сам» Витамины были открыты в 1881 году нашим соотечественником Николаем Ивановичем Луниным. Он провел оригинальный эксперимент. Взял две группы мышей и поместил в одинаковые условия, но кормил по-разному: одних – натуральным молоком, других – искусственной смесью, в которой содержались все необходимые вещества (белки, жиры, углеводы, минеральные соли), причем в том же соотношении, что и в молоке. Вскоре мыши второй группы переставали расти, теряли в весе и погибали. Значит, предположил ученый, существуют еще какие-то вещества, которые он не включил в свою смесь. Так впервые научно было доказано, что в состав пищи входят неизвестные вещества, позже названные витаминами. 1880 год - Лунин Н. экспериментально установил наличие БАД в натуральных продуктах. ФУНК Казимеж (1884-1967), биохимик. Родился в Польше. Жил и работал в Швейцарии, Франции, Великобритании, Польше, США. Впервые выделил (1912) из рисовых отрубей вещество, излечивающее от бери-бери, и назвал его витамином (от лат. «виталис» - животворный), «амин» жизни, класс органических соединений, т.к. одно из веществ, выделенное и изученное им, содержало аминогруппу. Ввел термин «авитаминоз». Витамины – это жизненно необходимые низкомолекулярные органические вещества, которые в минимальных дозах оказывают на организм мощное биологическое действие через участие деятельности ферментов. Организм витамины не синтезирует, поэтому основным источником витаминов служат продукты питания. Классификация витаминов Виды витаминов по растворимостиводорастворимые жирорастворимые C, PP, гр.B A, D, E, K, F Работа над проектом Проект – это план –схема, создание составление проекта, т.е. переработка и выдача информации. Критерии оценивания проекта: 1. Содержательность;2. Краткость;3. Рациональное использование схем, таблиц, иллюстраций;4. Эстетичность оформления;5. Защита - презентация. - Что такое витамины;Характеристика витаминов;-В каких продуктах содержится;-Выяснить что такое авитаминоз, гипервитаминоз, гиповитаминоз, и какие проявляют признаки. План работы над проектом: - Что такое витамины;Характеристика витаминов;-В каких продуктах содержится;-Выяснить что такое авитаминоз, гипервитаминоз, гиповитаминоз, и какие проявляют признаки. План работы над проектом: Критерии выполнения и защиты проекта оценка учащихся для команд 3 4 5 1. Уровень творчества, оригинальность подходов предлагаемых решений. 2. Аргументированность предлагаемых решений, подходов, выводов. 3.Качество записи: оформление, качество схем и рисунков. 4. Качество доклада: полнота предоставления работы, аргументированность, убедительность, убежденность. 5. Объем и глубина знаний по теме, эрудиция. 6. Культура речи, использование наглядных средств, чувство времени, удерживание аудитории 7. Ответы на вопросы: полнота, аргументированность, убедительность. 8. Деловые и волевые качества докладчиков: ответственное отношение, готовность к дискуссии, доброжелательность, контактность. Витамины – это разнообразные по своему химическому строению вещества, играющие важную роль в обмене веществ и нормальном течении процессов жизнедеятельности организма. Люди потребляют их в незначительном количестве, но без витаминов невозможна нормальная работа органов нашего тела. Недостаток даже одного витамина нарушает работу организма, приводит к тяжёлым болезням. 1.Что будет с космонавтом, если он не будет получать витамин С?2.Что будет с ребенком живущим на севере, где мало солнечного света?3.Человек ест много консервированных продуктов. Хорошо это или плохо для его здоровья?4.Почему в блокадном Ленинграде пили отвар хвои? Виды витаминной недостаточности авитаминоз гиповитаминоз гипервитаминоз «Жизненно необходимые» Витамин А Витамин В Витамин С Витамин D «Кладовая здоровья» «Лесные целители» Ответы к тестам 1-Б2-Б3-В4-А5-Б6-В7-Б8-В9-В10-В 10-9 б- «5»8-7 б – «4»6-5 б – «3» Что мешает усвоению витаминов Алкоголь – Разрушает витамины А, группы В, кальций, цинк, калий, магний… Никотин - Разрушает витамины А, С, Е, селен. Кофеин – Убивает витамины В, РР, снижает содержание железа, калия, цинка… Аспирин – Уменьшает содержание витаминов группы В, С, А, кальция, калия. Антибиотики – Разрушают витамины группы В, железо кальций, магний. Снотворные средства – Затрудняют усвоение витаминов А, Д, Е, В12, сильно снижают уровень кальция. Домашнее задание. Прочитать тему Витамины. Подготовить кроссворд по теме «Пищеварение, Обмен веществ, Витамины»