Презентация к семинару ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯПодготовила: старший воспитатель Ишнязова Мария Александровна Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 7 «Буратино» 462630, Оренбургская область, г. Гай, ул. Орская,116 А, тел./факс: 8 (35362)4-22-15 e-mail: mbdoy7@yandex.ru
ג ФГОС представляют собой совокупность трех групп требований - к структуре основных образовательных программ, условиям их реализации и результатам освоения. ג До настоящего времени в дошкольном воспитании отсутствовал наиболее значимый компонент– требования к результатам освоения основной образовательной программы. ג Оценка качества процесса развития любой системы осуществляется на основе сравнения ее конечного состояния с состоянием необходимым, или планируемым результатом. Без четкого понимания, что есть необходимое состояние, к которому система в целом и каждый ребенок в отдельности должны придти в результате процесса развития, образовательный процесс не может быть ни вполне целенаправленным, ни качественным. ג Отсутствие требований к результатам дошкольного образования, формирует общественное отношение к дошкольному образованию, в первую очередь, как к «камере хранения» детей дошкольного возраста, а уже потом – как к образовательной системе. Системы дошкольного и начального общего образования преемственны во всем, кроме требований к результатам освоения основных образовательных программ. ПРОБЛЕМЫ:субъективный подход к приему детей в первый класс со стороны общеобразовательных учреждений: по собственным критериям, зачастую ориентированным на процесс обучения в начальной школе; - как следствие, ориентацию дошкольных образовательных учреждений на выполнение социального заказа учителей и родителей по подготовке ребенка к школе с превалированием познавательного компонента развития, в ущерб достижению готовности (физической и психологической) к школе; - возможности начать школьное обучение в более раннем возрасте, чем 6,5 лет, по заявлению родителей (п.2 ст.19 ФЗ «Об образовании»), несмотря на то, что главным гарантом последующей сохранности физического и психического здоровья ребенка в школе является не заявление родителей, а достижение ребенком к началу школьного обучения готовности к школе, которая в подавляющем большинстве случаев медиками, педагогами и психологами диагностируется не ранее, чем в возрасте 7 лет, и т.п. АНАЛИЗ ПРОГРАММ ПОКАЗЫВАЕТ:- все авторские коллективы положительно отвечают на вопрос о возможности определения результатов освоения образовательных программ;- подходы к определению результатов освоения программ определяются степенью соответствия концепции и содержания каждой программы методологическим основам дошкольного образования (культурно-историческому подходу к проблеме развития ребенка дошкольного возраста);- ни к одной из вышеназванных образовательных программ не прилагается практический инструментарий определения результатов ее освоения – комплексная психолого-педагогическая диагностика. Классификации качеств как результатов освоения основной образовательной программы дошкольного образованияЛичностные качества - качества, характеризующие развитие личностной сферы (мотивация, произвольность, воля, эмоции, самооценка), в том числе морально-нравственное развитие;Физические качества – качества, характеризующие физическое развитие (сила, выносливость, гибкость, ловкость);Интеллектуальные качества – качества, характеризующие развитие интеллектуальной сферы (формирование высших психических функций, накопление социального опыта). В соответствии с теоретико-методологической основой определения требований к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования приоритет в дошкольном возрасте принадлежит личностным качествам – они должны формироваться в ходе реализации всех образовательных модулей. Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования Целевые ориентиры: -инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности; -уверенность в своих силах; -открытость внешнему миру; -положительное отношение к себе и другим; -активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; -развитие воображения; -умение подчиняться разным правилам и социальным нормам; - развитие творческих способностей; -развитие крупной и мелкой моторики; -способность к волевым усилиям в разных видах деятельности; -проявление любознательности( желание наблюдать, экспериментировать); -способность к принятию собственных решений; Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования. ג Целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от форм реализации Программы, а также от её характера, особенностей развития воспитанников и видов Организации, реализующей Программу. ג Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки воспитанников. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников. Целевые ориентиры не могут служить непосредственным основанием при решении управленческих задач, включая: ● аттестацию педагогических кадров; ● оценку качества образования; ● оценку как итогового, так и промежуточного уровня развития воспитанников, в том числе в рамках мониторинга (в форме тестирования, с использованием методов, основанных на наблюдении, или иных методов измерения результативности детей); ● оценку выполнения муниципального (государственного) задания посредством их включения в показатели качества выполнения задания; ● распределение стимулирующего фонда оплаты труда работников Организации. Настоящие требования являются ориентирами для: ג учредителей Организаций для построения образовательной политики на соответствующих уровнях с учётом целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства РФ; ג педагогов и администрации Организаций для решения задач: – формирования Программы; – анализа своей профессиональной деятельности; – взаимодействия с семьями воспитанников; ג авторов образовательных программ дошкольного образования; ג исследователей при формировании исследовательских программ для изучения характеристик образования детей в возрасте от 2 месяцев до 8 лет; ג родителей (законных представителей) детей от 2 месяцев до 8 лет для их информированности относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства РФ; ג широкой общественности. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!