Презентация на родительское собрание «Речевая готовность детей к школе».
Консультация для родителейСоставила: учитель-логопед Нескоромная А.В.«Речевая готовность детей к школе»
.Речь-форма мышления; способность общаться с помощью слов, звуков и других элементов языка.
Речевая готовность:(комплекс речевых компонентов) правильное произношение всех звуков родного языка;навыки словообразования и грамматически верного оформления высказываний; умение связно рассказывать и пересказывать.
Критерии готовности к школьному обучению
1.Сформированность звуковой стороны речи. К школе ребёнок должен:отчётливо произносить звуки в различных словах ;не должен звуки пропускать, искажать, заменять другими; уметь дифференцировать звуки на слух и в произношении.
2. Сформированность фонематических процессов-умение слышать и различать звуки родного языка (звонкие и глухие, твёрдые и мягкие согласные, гласные и согласные звуки). Необходимое условием при обучении грамоте в школе.
3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи.Например: А – Аня, аист, астра; О – осы, Оля, окна; И – Ира, ива, ил; У – улица, уши, Уля;• слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове (С – сад, фокус, лиса; К – кошка, окно, мак) и т.д. • Определение последовательности звуков в слове - Какой звук ты слышишь в начале слова СССаша?- Какой звук ты слышишь после звука с? и т.дФонематический синтез: Составь слова из звуков[с],[а],[д]; [д],[о],[м]; [р],[у],[к],[а]; [п],[о],[ч],[к],[а]Дети должны знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение».
4. Умение пользоваться разными способами словообразования: правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением (у лисы – хвост, а у лисёнка – хвостик); умение образовывать слова в нужной форме; выделять звуковые и смысловые различия между словами (голубая (лента), голубой (шарф); образовывать прилагательные от существительных (Стол сделан из дерева. Значит он какой? (деревянный).
5. Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением; правильно строить простые предложения, видеть связь слов в предложениях, распространять предложения второстепенными и однородными членами; работать с деформированным предложением (Дети, горку, из, сделали, снега), самостоятельно находить ошибки и устранять их (Собака вышла в будку); составлять предложения по опорным словам и картинкам. владеть пересказом текста, сохраняя смысл и содержание. составлять самостоятельно рассказ-описание.
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
Развивайте мелкую моторику ребенка: рисуйте; раскрашивайте; лепите из пластилина и глины; играйте с массажными мячиками, соберите бусы, покатайте в руках мелкие камешки, заплетите косы кукле, зашнуруйте ботиночки и т.п.
Создайте в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития детей.
Работайте над развитием познавательных способностей ребенка внимание;мышление; память Упражнения: «Исправь ошибку в предложении», «Придумай сказку, рассказ». Разучивайте маленькие стихи.
Прививайте:аккуратность; усидчивость; терпение.
Приучайте ребенка к самообслуживанию.
Не сравнивайте ребенка с другими детьми, как бы они не были вам симпатичны или наоборот.
Будьте последовательны в своих требованиях. С пониманием относитесь к тому, что многое не будет получаться сразу, даже если это кажется элементарным. Проводите целенаправленную и систематическую работу по речевому развитию детей и необходимую коррекцию недостатков в развитии речи
Следите за своей речью. Речь окружающих должна быть четкой, ясной, грамотной.
Спасибо за внимание!