Презентация Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть


Классный час на тему «Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть»Класс: 5. Цель: воспитание у учащихся доброго отношения к окружающим, к природе, ко всему живому.Классный час проводится в форме беседы, проходит обсуждение слайдов по ходу просмотра. В ходе обсуждения ученики должны высказать своё видение понятий добра, вежливости, добрых взаимоотношений, показать своё отношение к ситуациям, приведённым на слайдах.Учитель предлагает ученикам самим привести примеры из жизни, из произведений литературы, кино аналогичные обсуждаемым.Учитель только корректирует работу, добиваясь, чтобы все выводы учащиеся делали сами. Выслушивая детей, педагог обобщает всё высказанное, останавливается на ошибочных высказываниях. Беседуя с детьми, задавая им вопросы, выслушивая мнения, можно судить о том, что уже хорошо известно детям, а какие правила им мало знакомы или незнакомы совсем.В ходе классного часа у учащихся вырабатываются общие правила и навыки деятельности в круге, в диспуте, в группах.Рекомендуемые произведения для обсуждения по данной теме:1. «Дед Мазай и зайцы» Н. А. Некрасов.2. «Муму» И.С. Тургенев.3. «Ванька» А.П. Чехов. В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце – доброта.Добрый человек – это тот, кто любит людей и помогает им. Добрый человек любит природу и сохраняет её. А любовь и помощь согревают, как солнце. Доброта. Добрым быть совсем непросто,Доброта не зависит от роста, Не зависит доброта от цвета, Доброта не пряник, не конфета.Только надо, надо добрым бытьИ в беде друг друга не забыть.И завертится земля быстрей, Если будем мы с тобой добрей. Добрым быть совсем непросто, Не зависит доброта от роста,Доброта приносит людям радостьИ взамен не требует награды.Доброта с годами не стареет,Доброта от холода согреет.Если доброта, как солнце светит,Радуются взрослые и дети.А. Тулупова. Шёл Боря домой из школы. Видит – идёт по улице слепой человек и палочкой тротуар ощупывает. Подошёл к перекрёстку и остановился. «Это он движение пережидает», - догадался Боря и пошёл своей дорогой.Как бы вы поступили на его месте? Что ты сделал хорошего? Достаётся недёшевоСчастье трудных дорог.Что ты сделал хорошего,Чем ты людям помог?Этой мерой измерятсяВсе земные труды, Может вырастил деревцеНа земле Кулунды? Может строишь ракету?Гидростанцию? Дом?Согреваешь планетуМирным, добрым теплом?Иль под снежной порошейЖизнь спасаешь кому?Делать людям хорошее – Хорошеть самому.Л. Татьяничева. Тачка. Я вёз пустую тачку, а бабушка тащила тяжёлый мешок.Можно положить мешок на твою тачку? – спросила она.Кладите.Бабушка положила мешок, а я сел сверху. Взявшись за обе ручки, бабушка крепко упёрлась ногами в землю и с усилием сдвинула тачку с места.- Всё-таки легче, - сказала бабушка. Костя сделал скворечник и позвал Вову.Посмотри, какой скворечник я сделал.Вова присел на корточки.Ой, какой! Совсем настоящий! С крылечком! Знаешь что, Костя, - робко сказал он, - сделай и мне такой. А я тебе за это планер сделаю.- Ладно, - согласился Костя. – Только давай не за то и не это, а просто так: ты мне сделаешь планер, а я тебе скворечник. В чём смысл этого рассказа? В гостях и дома. Пришёл Коля к Мише в гости. Пальто на вешалку повесил. Ноги о половик вытер, волосы у зеркала пригладил, сказал Мишиной бабушке «здравствуйте» и пошёл в Мишин угол в игрушки играть.Вот бы ты, Миша, поучился у Коли порядку да вежливости, - сказала бабушка.Поиграли ребята в Мишины игрушки, решили к Коле пойти.Привёл Коля Мишу к себе домой. Ботинки в один угол кинул, пальто – в другой.Бабушка, - кричит, - это я с Мишей! Повесь пальто! Что вы можете сказать о поведении Коли? Помни о других. Витя сказал маме, что пойдёт играть на улицу, и обещал прийти к 7 часам.Ребята увлеклись игрой, а потом Ваня пригласил Витю к себе поиграть за компьютером. Витя согласился. Уже 7 часов, а Вити всё нет дома.Половина 8-го, 8, 9 часов. А Вити нет. Мама волнуется, места себе не находит, к соседям побежала. Спрашивает у Коли, Витиного товарища, не видел ли он Витю.Нет, не видел, - говорит Коля, который тоже забыл о том, что во дворе они вместе играли, а потом Витя пошёл к Ване.У мамы на глазах слёзы. Где же Витя? А Витя в это время спокойно сидит за компьютером, весело смеётся. Очень игра интересная.Давайте обсудим эту ситуацию. Наверняка, она многим знакома. Доброта. В доме добрыми делами занята, Тихо ходит по квартире доброта.Утро доброе у нас, Добрый день и добрый час.Добрый вечер, ночь добра,Было доброе вчера.И откуда спросишь ты,В доме столько доброты?Что от этой доброты?Приживаются цветы?Рыбки, ёжики, птенцы?Я тебе отвечу прямо:Это – мама, мама, мама.А. Николаенко. Это мама, мама, мама… Чтобы дарить людям радость, быть приветливыми, внимательными, надо учиться правильно общаться. В этом нам помогают волшебные слова.А сейчас вспомним и прочитаем эти волшебные слова, раскроем их содержание и поговорим, в каких ситуациях они применяются.1. Здравствуйте! 2. Спасибо.3. Пожалуйста.4. Извините.5. Благодарю6. До свидания.7. Будьте добры.8. Будьте любезны.9. Доброе утро!10.Добрый день!11. Добрый вечер!12.Спокойной ночи! Настя – славная девчонка, Настя ходит в первый класс.Но давно уже от Насти, я не слышал слова… Здравствуйте!Слово-то какое, очень дорогое.Встретил Витю я, соседа, встреча грустная была,На меня он, «как торпеда», налетел из-за угла.Но представьте – зря от Вити ждал я слова…Извините.А слово-то какое – очень дорогое.Он про внучку говорил: экая досада,Видел Настю я на улице сейчас, Дядя Саша огорчён, рассказал он вот о чём:Я портфель ей подарил, вижу, очень рада.Но нельзя ж молчать как рыба, ну, сказала бы…Спасибо.А слово-то какое – очень дорогое. «Вы живёте среди людей, проверяйте свои поступки сознанием: не причиняете ли вы зла, неприятностей, неудобств людям своими поступками. Делайте так, чтобы людям, которые окружают вас, было хорошо». В. А. Сухомлинский. Слово о словах. Когда ты хочешь молвить слово,Мой друг, подумай – не спеши,Оно бывает так сурово,То рождено теплом души.Оно то жаворонком вьётся,То медью траурной поёт.Покуда слово сам не взвесишь,Не выпускай его в полёт. Им можно радости прибавитьИ радость людям отравить.Им можно лёд зимой расплавитьИ камень в крошку раздолбить.Оно одарит иль ограбит,Пусть ненароком, пусть шутя,Подумай, как бы им не ранитьТого, кто слушает тебя.Будь слову своему хозяин!В. Солоухин. Прогулка. Мы приехали на речку Воскресенье провести,А свободного местечка Возле речки не найти!Тут сидят и там сидят:Загорают и едят,Отдыхают, как хотят,Сотни взрослых и ребят!Мы по бережку прошли И поляночку нашли.Но на солнечной полянкеТут и там – пустые банкиИ, как будто нам назло,Даже битое стекло!Мы по бережку прошлиМесто новое нашли.Но и здесь до нас сидели:Тоже пили, тоже ели,Жгли костёр, бумагу жгли – Насорили и ушли! Мы прошли, конечно, мимо…Эй ребята! – крикнул Дима. – Вот местечко хоть куда! Родниковая вода! Чудный вид! Прекрасный пляж! Распаковывай багаж!Мы купались, загорали,Жгли костёр, в футбол играли – Веселились, как могли!Пили квас, консервы ели,Хоровые песни пели…Отдохнули – и ушли!И остались на полянке у потухшего костра:Две разбитых нами склянки,Две размокшие баранки – Словом, мусора гора!Мы приехали на речку Понедельник провести,Только чистого местечкаВозле речки не нашли!С. Михалков.А вам знакома эта ситуация? Посадка саженцев. Однажды по улице шёл старичок, опираясь на палку. Он был очень стар и от старости согнулся, поэтому шёл, глядя себе под ноги. Навстречу ему, подняв голову кверху и что-то рассматривая в небе, шёл мальчик. Мальчик не заметил старика и сильно его толкнул. Старик очень рассердился на мальчика. Но вот мальчик что-то сказал старику, и тот сразу подобрел.Как вы думаете, что сказал мальчик старичку, отчего он сразу перестал сердиться? Ежели вы вежливы. Ежели вы вежливыИ к совести не глухи,Вы место без протестаУступите старухе.Ежели вы вежливыВ душе, а не для виду,В троллейбус вы поможетеВзобраться инвалиду.Ежели вы вежливы,То, сидя на уроке,Не будете с товарищемТрещать, как две сороки. И ежели вы вежливы,Поможете вы мамеИ помощь ей предложитеБез просьбы – то есть сами.И ежели вы вежливы,То в разговоре с тётей,И с дедушкой, и с бабушкойВы их не перебьёте.И ежели вы вежливы,Тому, кто послабее,Вы будете защитником,Пред сильным не робея.С. Маршак. Суп для нищих (Шри-Ланка). Семь бродячих нищих оказались в одной и той же ночлежке. Договорившись, что каждый из них внесёт свою горсть риса на ужин, они решили сварить его в общем котелке.Каждый по очереди наклонился над котелком, чтобы бросить свою горсть риса. Но все они были хитры и на самом деле никто из них не бросил ни крупинки. Каждый решил, что поужинает за счёт других.Когда котелок сняли с огня, то всё, что получил каждый нищий на ужин, была миска горячей воды!Какими изображены герои сказки? Добрый крестьянин (Япония). Один крестьянин оседлал лошадь и поехал в город за соей. В городе он купил 12 кадушечек сои.Больше 8 кадушек лошадь не поднимет, - сказал купец, - оставь 4 здесь. Приедешь за ними завтра.- У меня лошадь старая, - ответил крестьянин. – Ей 8 кадушек много. Я навьючу на неё только 6, а остальные потащу сам.Так он и сделал: 6 кадушечек навьючил на лошадь, а остальные 6 взвалил себе на спину. Потом взобрался на лошадь верхом и поехал. Лошадь сделала шаг-другой и стала. Ноги у неё так и подгибались.- Неблагодарное животное! – закричал крестьянин. – Другие навьючивают на лошадей по 8 кадушек, а я жалею тебя – 6 кадушек на себе везу. Чего ты упираешься?Над чем вы смеялись, когда читали эту сказку?В чём здесь несправедливость?