Семинар по теме Проектирование современного урока в рамках введения ФГОС ООО


Основные вопросы: Отличие современного урока от традиционного2. Структура урока по ФГОС3. Типология современного урока4. Технологическая карта урока, соответствующая требованиям ФГОС Первый шаг на пути введенияФГОС - знакомство с нормативными документами Требования к уроку Традиционный урок Урок современного типа Объявление темы урока Учитель сообщает учащимся Формулируют сами учащиеся Сообщение целей и задач Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания Планирование Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели Планирование учащимися способов достижения намеченной цели Практическая деятельность учащихся Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы) Осуществление контроля Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля) Осуществление коррекции Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно Оценивание учащихся Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей) Итог урока Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили Проводится рефлексия Домашнее задание Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей Критерии Традиционный урок Урок в условиях введения ФГОС Цель : Формирование ЗУН Развитие личности Ведущий тип деятельности Репродуктивный, воспроизводящий Исследовательский, продуктивный, творческий Способ усвоения материала Деятельность по образцу Мыслительная деятельность, рефлексия Контроль Контроль и самоконтроль усвоения нового материала Самооценка , рефлексия результатов деятельности Целеполагание Определяет учитель Определяют ученик и учитель по согласованию Как изменяется урок: - урок становится личностно-развивающим;- урок становится компетентностно-ориентированным;- урок становится метапредметным;- наряду с предметно-ориентированным уроком рождаются интегрированные формы (уроки занятия), стирается грань между обучением и воспитанием Структура урока по ФГОС: 1. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности (организационный этап 1-2 минуты).2.Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии 4-5 минут. 3.Выявление места и причины затруднения, постановка цели деятельности 4-5 минут. 4.Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания) 7-8 минут. 5. Реализация построенного проекта 4-5 минут. 6. Первичное закрепление 4-5 минут. 7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (образцу) 4-5 минут. 8. Включение в систему знаний и повторение 7-8 минут.9. Рефлексия учебной деятельности (итог урока) – 2-3 минуты. Типология уроков по ФГОС: Тип урока Виды уроков Урок изучения нового традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Урок закрепления знаний практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Урок комплексного применения знаний практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Урок обобщения и систематизации знаний семинар, конференция, круглый стол и т.д. Урок контроля, оценки и коррекции знаний контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Основные трудности при подготовке урока в условиях ФГОС: Сложившаяся за предыдущие годы устойчивая методика проведения урока.Необходимость дать возможность ученику самому искать информацию и исследовать её. Необходимость создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию.Традиционный подход к анализу урока и стремление придерживаться старых подходов к оценке деятельности учителя.Замена известных планов-конспектов технологическими картами урока.Контрольно-оценочная деятельность. Реализация стандарта должна изменить представление учителя о уроке: ученик выступает не объектом, а субъектом учебной деятельности;на уроке применяются разнообразные источники знаний;изменяется структура урока;преобладают индивидуальная и коллективная деятельность;отдается приоритет деятельности ученика;применяются новые критерии оценивания деятельности обучающихся. Система требованийк созданиютехнологической картыурока Структура технологической картыназвание темы с указанием часов, отведенных на ее изучение;цель освоения учебного содержания;планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные, УУД);метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы);основные понятия темы;технологию изучения указанной темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения);контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов. Технологическая карта позволит:реализовать планируемые результаты ФГОС; определить УУД, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса; системно формировать их; осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата; определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения);на практике реализовать метапредметные связи и обеспечить согласованные действия всех участников педагогического процесса;выполнять диагностику достижения планируемых результатовучащимися на каждом этапе освоения темы;соотнести результат с целью обучения после создания продукта Технологическая карта урока, соответствующая требованиям ФГОС Основные этапы организации учебной деятельности Цель этапа Содержание педагогического взаимодействия Деятельность учителя Деятельность обучающихся Познавательная Коммуникативная Регулятивная 1. Постановка учебных задач Созданиепроблемнойситуации.Фиксация новой учебной задачи Организовываетпогружение впроблему, создает ситуацию разрыва. Пытаются решить задачу известнымспособом.Фиксируют проблему. Слушают учителя. Строятпонятные длясобеседникавысказывания Принимают и сохраняютучебную цельи задачу. 2 Совместноеисследование проблемы. Поискрешения учебной задачи. Организовыв ает устный коллективныйанализучебной задачи.Фиксирует Анализируют, доказывают, аргументируют свою точкузрения Осознанностроят речевые высказывания, рефлексия своихдействий Исследуют условияучебнойзадачи,обсуждаютпредметныеспособы решения 3.Моделирование Фиксация в модели существен ныхотношенийизучаемогообъекта. Организует учебное взаимодейс твиеучеников(группы) иследующееобсуждениесоставленныхмоделей. Фиксируют в графические модели и буквенной форме выделенные связи и отношения. Воспринимаютответыобучающихся Осуществля ютсамоконтро льПринимают и сохраняют учебную цель и задачу. 4.Конструирован ие нового способа действия. Построени еориентированнойосновыновогоспособадействия. Организует учебное исследован ие для выделенияпонятия. Проводят коллективное исследование, конструируют новый способдействия илиформируютпонятия. Участвуют в обсуждении содержания материала Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.Осуществля ютсамоконтро ль 5. Переход к этапу решения частных задач. Первичныйконтрользаправильно стьювыполнени я способа действия. Диагностич еская работа (навходе),оценивает выполнение каждой операции. Осуществляют работу по выполнению отдельных операций. Учатсяформулироват ь собственное мнение и позицию Осуществля ютсамоконтро ль 6. Применение общего способа действия длярешения частных задач. Коррекцияотработкиспособа. Организует коррекцион ную работу,практическу ю работу, самостояте льную коррекцион ную работу. Применяют новый способ. Отработкаопераций, в которых допущены ошибки. Строятрассуждения, понятные длясобеседника. Умеютиспользовать речь для регуляции своего действия Самопровер ка.Отрабатывают способ в целом. Осуществля ютпошаговыйконтроль по результату I 7. Контроль на этапе окончания учебной темы. Контроль. Диагностич еская работа (на выходе):организаци ядифференц ированной коррекцион нойработы,контрольнооценивающ аядеятельность. Выполняют работу, анализируют, контролирую т иоценивают результат. Рефлексиясвоихдействий Осуществл яютпошаговыйконтрольпорезультату Если бы в кабинете у врача, юриста или дантиста одновременно собрались 40 человек с разными желаниями и потребностями, а некоторые, не имея желания там находиться, постоянно мешали бы ему работать, а врач, юрист или дантист (без ассистента), должен был бы в течение 9 месяцев, применяя все свое мастерство, добиться высоких профессиональных результатов, вот тогда, возможно, он бы получил некоторое представление о работе школьного учителя» (Дональд Д. Куинн). Желаем успехов!