Презентация на ШМО учителей иностранных языков с учетом здоровьесберегающих технологийПолезные уроки английского
ПОЛЕЗНЫЕ УРОКИ АНГЛИЙСКОГО Применение здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка Эффективность усвоения знаний учащимися в течение урока: 5–25-я минута – 80%; 25–35-я минута – 60–40%; 35–40-я минута – 10%. Свидетельства утомления: 1) снижение продуктивности труда: увеличивается количество ошибок и время выполнения задания;2) ослабление внутреннего торможения: двигательное беспокойство, частые отвлечения, рассеянность внимания;3) появление чувства усталости;4) шум в классе. Что заметит внимательный учитель: 1) нетерпеливое ерзанье в ожидании звонка;2) изменение почерка;3) динамизм телодвижений (кривлянье);4) вегетативные реакции: потливость рук, покраснение лица, изменение частоты пульса;5) жалобы на головную боль и неприятные ощущения в животе;6) младшие школьники пытаются себе помочь сосредоточиться, организовать себя «внешней» речью (проговаривание текста) Общие и характерные симптомы утомления (физиологического дискомфорта): 1) появление болей и неприятных ощущений в различных частях тела;2) отрицательные эмоции – раздражимость, нервозность, чувство бессилия, иногда агрессия;3) ухудшение внимания;4) изменение отношения к работе – возникновение желания отдохнуть;5) внешнее проявление утомления – снижение скорости и ритмичности выполнения заданий, увеличение количества ошибок. Главные причины утомления: 1) профессиональные ошибки и низкий уровень компетенции педагогов;2) перегруженность школьных программ и интенсификация учебного процесса;3) левополушарный перекос содержания программ и методов преподавания;4) переполнение классов (более 20 человек), затрудняющее индивидуализацию учебно-воспитательного процесса;5) несоблюдение санитарно-гигиенических условий в классе и школе;6) нарушение организационно-педагогических требований к проведению образовательного процесса. Репродуктивная, отработка узловых моментов пройденного Небольшое повышение работоспособности 10-15 мин 3-й этап. Конечный порыв (актуализация пройденного материала) Продуктивная, творческая, знакомство с новым материалом Максимальное снижение на 15-й мин. 20-25 мин. 2-й этап. Максимальная работоспособность Репродуктивная, переходящая в продуктивную. Повторение Относительно невелика 5 мин 1-й этап. Врабатывание (орг. момент, фонематическая зарядка, вводнаябеседа) Деятельность Нагрузка Время Часть урока Интенсивность умственной деятельности в ходе занятий 2–3 6. Наличие эмоциональных разрядок (количество) Не менее 3 5. Число видов преподавания Смена не позднее чем через 7–10 минут 4. Частота чередования видов учебной деятельности Не более 10 минут 3. Средняя продолжительность различных видов деятельности 4–7 2. Виды учебной деятельности (количество) Не менее 60% и не более 80% 1. Плотность (количество времени, затраченное школьником на учебную работу) Уровень гигиенической рациональности занятия Факторы урока Структура рациональной организации урока Советы педагогу 1. Используйте частую смену видов учебной деятельности (опрос, письмо, аудирование, чтение, рассказ, составление диалогов, просмотр наглядных материалов, работу с компьютером, ответы на вопросы, рисование, работу с интерактивной доской); норма: 4–7 видов деятельности за урок. 2. Применяйте не менее трех видов преподавания (словесный, наглядный, аудиовизуальный, групповую, парную, индивидуальную, самостоятельную работу), чередуя их не позже чем через 10–15 минут; 3. Используйте методы, способствующие активизации и творческому самовыражению учащихся, – непринужденную беседу, выбор действия, способа действия, взаимодействия, свободу творчества; активный метод – ученик в роли учителя, исследователя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевую игру, дискуссию, семинар. 4. Применяйте динамические паузы или минуты релаксации (норма: дважды за занятие, через 15–20 мин. урока по 1 мин. из трех упражнений). 5. Обязательно наличие внешней мотивации (оценка, поддержка, соревновательный момент).6. Стимулируйте внутреннюю мотивацию – стремление больше узнать, радость от активности, интерес к материалу, удовольствие от полученных знаний.7. Поддерживайте у детей веру в собственные силы для достижения желаемых результатов в учебе.8. Создавайте ситуацию успеха (необходимо постоянное поощрение интеллектуальных способностей ребят).9. Справедливо оценивайте ответы школьников (используйте вариативную систему оценивания: за один урок ставьте баллы за каждый вид деятельности, суммируя их в конце; тогда понятие «двойка» просто исчезнет). Оценка должна помогать, а не отбивать охоту учиться. Виды релаксации: 1) физкультурные минутки;2) динамические паузы;3) массаж активных точек. Требования к организации и проведениюфизминуток 1. Физиологически обоснованным временем для проведения физкультминутки считается 15–20-я минута урока.2. Длительность физкультминуток – 1–5 минут. Каждая включает комплекс упражнений, повторяемых 4–6 раз. За такое короткое время удается снять общее или локальное утомление, значительно улучшить самочувствие детей.3. Комплексы подбираются в зависимости от вида и содержания урока. Упражнения должны быть разнообразными, так как монотонность снижает 4. Физкультминутки следует проводить на начальном этапе утомления, выполнение упражнений при сильном утомлении не даст желаемого результата. Важно обеспечить позитивный эмоциональный настрой.5. Предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомленных групп мышц.6. Для каждого класса необходимо выбрать 2–3 условных вербально-поведенческих знака, позволяющих быстрее и эффективнее переключать школьников на другой режим деятельности. Виды физкультминуток: 1) упражнения для снятия общего или локального утомления;2) упражнения для кистей рук;3) гимнастика для глаз;4) гимнастика для слуха;5) упражнения, корректирующие осанку;6) дыхательная гимнастика;7) артикуляционно-мимическая гимнастика. Рекомендации по выбору вида физкультминутки в зависимости от преобладающей деятельности школьников на уроке 1. ПисьмоРебенок, как правило, пишет не рукой, а «всем телом». Мышцы, поддерживающие позу и принимающие участие в письме, находятся в состоянии длительного статического напряжения. Рекомендуются упражнения: – для снятия общего или локального утомления;– для кистей рук. 2. Чтение Нагрузка на глаза у современного школьника огромна, а отдыхают они только во время сна, поэтому необходимо расширять зрительно-пространственную активность в режиме урока и использовать гимнастику для глаз. 3. Слушание и говорение В данном типе урока применяют гимнастику для слуха, которая к тому же благотворно влияет на зрение.А дыхательные упражнения помогают повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать детей. Динамические паузы Динамическая пауза – перерыв в учебной или трудовой деятельности, заполненный разнообразными видами двигательной активности. Предназначена для предупреждения утомления и снижения работоспособности. Чтобы предупредить общее утомление от статичного напряжения при занятиях за столом, следует предусмотреть проведение динамических пауз с целью переключения ребенка с умственной деятельности на физическую.В комплекс, рассчитанный на 2–3 минуты, нужно включать знакомые детям упражнения для крупных групп мышц: наклоны, повороты, приседания, подскоки. Полезны также упражнения для мышц, испытывающих большое напряжение, например, мышц шеи, кисти. Массаж активных точек В результате массажа активизируется работа подкорковых частей мозга, возникают процессы, связанные с обострением интуиции, улучшается настроение. Проводим массаж ушных раковин так, чтобы «уши горели». Каждый прием выполняется по 15–20 раз. Действуем в такой последовательности.1. Тянем – умеренно – раковину уха сверху вниз.Pull the cochlea up and down. 2. Плотно обхватив ушную раковину пальцами, тянем ее вверх.Clasped the cochlea with the fingers, pull it up. 3. Тянем ушную раковину в сторону.Pull the cochlea to the sides. 4. Накроем ладонями уши и проделаем круговые движения ушной раковины по часовой стрелке (работают обе руки).Cover your ears by palms, making circular actions clockwise.5. Проделываем круговые движения ушной раковины против часовой стрелки (работают обе руки). 5. Проделываем круговые движения ушной раковины против часовой стрелки (работают обе руки).Cover your ears by palms, making circular actions the other way round. 6. Плотно прижимаем ладони к ушным раковинам и резко отпускаем (при этом следует услышать легкий хлопок).Put your palms on the cochlea and release them abruptly.7. Проводим ладонями по лицу, как будто умываемся. Touch the face, as if we wash it.8. Погружаем лицо в сложенные горстью ладони.Put your face into the hands.9. Делаем несколько легких круговых движений ладонями, словно омываем лицо водой.Make several circular hand motions, as if we wash our face. СЧАСТЛИВЫХ ВАМ УРОКОВ