Презентация доклада Понятие УУД учащихся. Способы формирования УУД на уроках в начальной школе (на основе ФГОС НОО).


Понятие УУД учащихся. Способы формирования УУД на уроках в начальной школе (на основе ФГОС НОО). Роль начальной школы интеграцияобобщениеосмысление новых знанийумение связать новые знания с жизненным опытом Приоритетная цель школьного образования: развитие у ученика способности самостоятельно ставить учебные цели;проектировать пути их реализации;контролировать и оценивать свои достижения. Как достичь эту цель? Благодаря системе формирования универсальных учебных действий Каким должен быть современный ученик? любознательной, интересующейся, активно познающей мир личностью; умеющей учиться, способной к организации собственной деятельности; уважающей и принимающей ценности семьи и общества, историю и культуру каждого народа; доброжелательной, умеющей слушать партнёра, уважающей своё и чужое мнение;готовой самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки. Развитие основ умения учиться (формирование универсальных учебных действий) определено Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) второго поколения как одна из важнейших задач образования. Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться». Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать, но и формирование УУД, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности. В чём заключается роль начальной школы? Учить себяДостижение данной цели становится возможнымблагодаря формированию системы универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия - способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; - совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса. Достижение «умения учиться» предполагает освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая: познавательные и учебные мотивы;учебную цель; учебную задачу; учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). Функции универсальных учебных действий: — обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;— создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию компетентности «научить учиться», толерантности жизни в поликультурном обществе;— обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области. Виды универсальных учебных действий: Личностные РегулятивныеПознавательныеКоммуникативные Личностные УУД Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Виды личностных действий: СмыслообразованиеЛичностное, жизненное самоопределениеНравственно-этические Регулятивные УУД обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности: целеполаганиепланированиепрогнозированиеконтролькоррекцияоценкасаморегуляция Познавательные УУД ОбщеучебныеЛогическиеЗнаково-символическиепостановка и решение проблемы Знаково-символические действия: замещениекодированиемоделированиепреобразование модели Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог. планирование сотрудничествапостановка вопросовразрешение конфликтовуправление поведением партнёраумение с точностью выражать свои мысли Формирование УУД в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных предметных дисциплин. -математика-русский язык-чтение-окружающий мир -изобразительное искусство-технология-музыка -физическая культура Учебный предмет «Чтение» уважение к мнению собеседникаумение чётко выражать свои мыслиаргументировать своё мнениепринимать позицию собеседника Учебный предмет «Окружающий мир» - приготовь рассказ-опиши устно-объясни Учебный предмет «Технология» планированиепреобразованиеоценка продуктаумение ставить задачипрактические способы решениядостижение результата Типовые задания, нацеленные на регулятивные универсальные учебные действия «преднамеренные ошибки»;поиск информации в предложенных источниках;взаимоконтроль;взаимный диктант;диспут;«ищу ошибки»;КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему). Основой развития коммуникативных умений является систематическое использование на уроках трёх видов диалога: а) диалог в большой группе (учитель – ученики);б) диалог в небольшой группе (ученик – ученики);в) диалог в паре (ученик – ученик). Типовые задания, нацеленные на коммуникативные универсальные учебные действия: составь задание партнеру;отзыв на работу товарища;групповая работа по составлению кроссворда;диалоговое слушание«подготовь рассказ», «опиши устно», «объясни...» и т. д. Для формирования личностных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий: участие в проектах;подведение итогов урока;творческие задания;самооценка события, происшествия; дневники достижений. Для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий: «найди отличия» (можно задать их количество);«на что похоже?»; поиск лишнего; «лабиринты»; упорядочивание; «цепочки»; хитроумные решения; составление схем-опор;   составление и распознавание диаграммработа с разного вида таблицами; Знания, добываемые насильно, душат разум. А.Франс Спасибо за внимание !