Системно — деятельностный подход в обучении как одно из условий формирования универсальных учебных действий.
СИСТЕМНО - ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ. Из опыта работы ШМО начального образования МБОУ СОШ №47 города Ульяновска «Великая цель образования это не знания, а действия» Гербер Спенсер Учиться, чтобы ЗНАТЬ! Знать, чтобы УМЕТЬ! Уметь чтобы ДЕЛАТЬ! Стандарт четко определяет целевые установки образования.(т.е. конечный результат)ЗАЧЕМ?Стандарт ориентирует а на результаты , через достижение которых будет достигаться цель образования : личностные, метапредметные, предметные).Через что?Определяет пути достижения цели: Системно-деятельностный подходКАК? СИСТЕМНО – ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК? ОРГАНИЗАЦИЯ УСЛОВИЙ, ИНИЦИИРУЮЩИХ ДЕТСКОЕ ДЕЙСТВИЕ Организация особым образом , отличным от традиционного , учебного занятия или занятия внеурочной деятельности Организация особым образом работы всего педагогического коллектива Систематическое информирование родителей о деятельности педагогического коллектива и организации работы образовательной организации с целью привлечения их на свою сторону и формирования активной жизненной позиции в жизни своего ребенка Организация особым образом , отличным от традиционного , учебного занятия или занятия внеурочной деятельности учитель продумывает цели урока как результат ученика;- учитель организует работу по мотивации учащихся;- ученик сам ставит цель урока как собственную учебную задачу;- ученик сам проектирует средства достижения поставленных целей;- ученик сам оценивает результат и корректирует действия СОЗДАЕТ У УЧАЩЕГОСЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНУЮ МОТИВАЦИЮ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ МОЖНО ЗА СЧЕТ: позитивного эмоционального фона;актуализации опорных знаний; постановки проблемы;создания на уроке «точки удивления»;искусственного создания затруднений, которые хочется преодолеть;вовлечения учащихся в постановку целей урока через организацию методической цепочки: УДИВЛЕНИЕ ИНТЕРЕС МОТИВ ЦЕЛЬ СОБСТВЕННАЯ УЧЕБНАЯ ЗАДАЧА.- ЧТО Я ХОЧУ УЗНАТЬ? ЗАЧЕМ МНЕ НУЖНЫ ЭТИ ЗНАНИЯ?- ЧТО Я ДОЛЖЕН НАУЧИТЬСЯ ДЕЛАТЬ? ЗАЧЕМ Я ХОЧУ НАУЧИТЬСЯ ЭТО ДЕЛАТЬ?- ЧТО Я ДОЛЖЕН ИЗУЧИТЬ? С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ? ПРОВОДИТ РЕФЛЕКСИЮ Рефлексивный вопрос – это вопрос, заданный с целью осмысления: - содержания и последовательности умственных действий, операций - использованных методов и приемов деятельности - возникших трудностей и причин - новых знаний умений и навыков - причин достижения или недостижения поставленных целей и задач на этапах целеполагания, планирования деятельности реализации и контроля. ОРГАНИЗАЦИЯ ОСОБЫМ ОБРАЗОМ РАБОТЫ ВСЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА Ориентирование каждого педагога на организацию учебных занятий в соответствии с требованиями ФГОС Привлечение к организации урочных и внеурочных занятий педагогов всей школы Привлечение к организации внеурочных занятий ЦДТ , ДЮСШ , областных , городских и школьных библиотек Родительский интерес-выполнение социального заказа Цели, процесс, результат образовательной деятельности. Развитие:личностное; социальное;общекультурное Государственные требования: национальное единство и безопасность; развитие человеческого капитала; конкурентоспособность. Общественные (социальные) потребности: безопасный и здоровый образ жизни; свобода и ответственность; социальная справедливость; благосостояние. Индивидуальные потребности: личностная успешность; социальная успешность; профессиональная успешность. Таким образом, желая сместить акцент в образовании с усвоения фактов (Результат - Знания) на овладение способами взаимодействия с миром (Результат – Умения), мы приходим к осознанию необходимости изменить характер учебного процесса и способы деятельности учащихся. УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ − ПРОЦЕСС САМОИЗМЕНЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА, РЕЗУЛЬТАТОМ КОТОРОГО ЯВЛЯЮТСЯ ПРИОБРЕТЕННЫЕ ИМ НА ОСНОВЕ РЕФЛЕКСИВНОГО МЕТОДА НОВЫЕ ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ И СПОСОБНОСТИ УЧЕБНОЕ ДЕЙСТВИЕ − структурная единица учебной деятельности, процесс, направленный на достижение некоторой учебной цели. УНИВЕРСАЛЬНОЕ УЧЕБНОЕ ДЕЙСТВИЕ − учебное действие, имеющее надпредметный характер. Таким образом нам с вами предстоит сегодня проанализировать учебные занятия с точки зрения следующих понятий: Тот знает достаточно, кто знает, как научиться… .