Презентация исследовательской работы учителя биологии Улоговой Марина Евгеньевны по теме Формирование УУД на уроках биологии в 6 классе
Формирование УУД на уроках биологии в 6 классеУчитель биологииУлогова М.Е.МОАУ «Гимназия 7»Г. Оренбург
Цель:выделить основные результаты обучения и воспитания на основе универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся.
Важнейшей задачейсовременной системы образования является формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих обучающимся умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Объект исследованияОбучающиеся 6 класса
УУД делят на: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Личностные УУД-действия,обеспечивающие ценностно – смысловую и нравственно - этическую ориентацию учащихся, личностное, профессиональное и жизненное самоопределение (связь между целью учения и мотивом, моральный выбор). Задания на развитие личностных УУД: выразите свою позицию, объясните поступок, примите решение, умейте выявлять главное утверждение.
Познавательные УУД-действия,обеспечивающие поиск и отбор информации, моделирование содержания, способы решения задач.Задания на развитие познавательных УУД: поиск информации, смысловое чтение, выдвижение гипотез и их обоснование, выведение следствий.
Регулятивные УУД-действия,обеспечивающие организацию учебной деятельности (постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка).Задания на развитие регулятивных УУД: спрогнозируйте результаты опыта, выстройте стратегию поиска решения задач, определите план своих действий при выполнении работы.
Коммуникативные УУД -взаимодействие двух или более учащихся, обеспечивающие налаживание отношений и достижение общего результата(учебное сотрудничество, владение речью, умение вести диалог, управление поведением партнера).Задание на развитие коммуникативных УУД: оцените позицию других людей, найдите альтернативное решение в спорном вопросе, выступите в роли эксперта, примите участие в дискуссии.
Формы применения УУД на уроках биологии.Работа с текстом учебника.1) Выделение существенного, главного (например, строение цветка).2) Смысловая группировка (например, сгруппировать органы цветкового растения)3) Составление планов (6 класс «Значение фотосинтеза»), тезисов («Виды движения животных» ), конспектов (тема «Обмен веществ»).4) Составление схем («Передвижение веществ в организме»), графиков («Зависимость фотосинтеза от длины светового дня»).5) Формулировка выводов (при выполнении лабораторных и практических работ).6) Чтение - поиск (ответить на вопросы в конце параграфа).7) Составление вопросов 8) Описание биологических объектов (приспособления животных к движению в разных средах обитания).
Работа учащихся в группах:1) Решение биологических, экологических задач (причины экологических катастроф в разных регионах Земли, альтернативные источники энергии, составление договора «О правах природы»).2) Выполнение лабораторных и практических работ.3) Сравнение биологических объектов 4) Описание видов по морфологическому критерию (растения, животные).5) Веселая эстафета (6 класс «Органы цветкового растения»).6) Составление проектов(какой вегетативный орган цветкового растения самый важный)
Работа с тестами помогают осуществлять познавательную учебную деятельность1) Биологический диктант.2) Задания с одним или несколькими правильными ответами.3) Задание на соответствие.4) Задание на последовательность биологических явлений, структур.5) Графический диктант.
Найдите в тексте биологические ошибки:Летом я жила в деревне. У бабушки большой огород, поэтому работы хватало всем. Мы пропалывали, поливали, выбирали из почвы дождевых червей, чтобы они не повредили корни растений. После работы мы мыли руки с мылом – ведь вместе с почвой под ногти могли попасть яйца печёночных сосальщиков – опасных паразитов человека. А однажды на бабушкину капусту напали белые планарии и стали объедать сочные нежные листья. Мы всех червей собрали и уничтожили. Летом мы поработали на славу, а осенью собрали небывалый урожай!Что здесь лишнее? Дайте по 2 разных ответа.Ответы обоснуйте.
Специальные рабочие тетради(6 класс «Живой организм ФГОС»). Задания в тетради:1) Вставить пропущенное слово.2) Дать определение.3) Работа с рисунками.4) Задания на верность утверждений.5)Задания на определение лишнего.
ВыводФормирование метапредметных умений или УУД при изучении курса биологии в основной школе, позволит подготовить обучающихся к восприятию системной организации живой природы в средней (полной) школе на более глубоком уровне, к самостоятельной познавательной деятельности, к применению знаний в практической, измененной и новой ситуациях и получить более высокие результаты по ЕГЭ.
ЗаключениеОбучение должно быть построено как процесс «открытия» каждым школьником конкретного знания. Ученик не принимает его в готовом виде, а деятельность на уроке организована так, что требует от него усилия, размышления, поиска. Школьник имеет право на ошибку, на коллективное обсуждение поставленных гипотез, выдвинутых доказательств, анализ причин возникновения ошибок и неточностей и их исправление.
Успехов в работе!