Презентация Влияние устного народного творчества на развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
«Влияние устного народного творчества на развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР» Выполнила: Ляпина Марина Анатольевна воспитатель МБДОУ № 1 д/с «Солнышко»
«Детская речь на всех этапах своего развития питается неисчерпаемой жизненной силой народного русского языка» Корней Иванович Чуковский
Актуальность: В наше время повсеместно наблюдается процесс упрощения, оскудения русского языка, исчезают его красота, образность. Исключительно мал и примитивен словарный запас большинства взрослых и детей. Сегодняшнему дошкольнику не понятен смысл многих слов, составляющих структуру русского фольклора, он утрачивает важные моменты для развития познавательной деятельности. Многие малыши не слышали ни о Колобке, ни о Емеле, ни о Репке. Очень многим детям родители не читают сказки. Ребёнок во многом зависит от взрослых .
Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание.Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе. Диалог и монолог взаимосвязаны друг с другом.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОЛЬКЛОРАПотешки, закличкиПословицыКолыбельные песниПоговоркиРусские народные сказкиЧастушкиРусские народные праздники
ЦЕЛЬ – Раскрыть влияние русского устного народного творчества на развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста, изучить пути и методы ознакомления детей с народным творчеством.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
Краткая характеристика группы.В 2015-2016 учебном году логопедическую группу посещало 12 детей в возрасте 6-7 лет, из них 1 девочка и 11 мальчиков.
Вся работа по данной проблеме выполнялась в несколько этапов:
ЦЕЛЬ КОНСТАТИРУЮЩНГО ЭТАПА (сентябрь, октябрь):
Формирующий этап (октябрь – май)
В приобщении детей к русской национальной культуреПри проведении режимных моментовВ театрализованной деятельности, инсценировках НОДВ беседахВ народных подвижных играхВ играх на развитие мелкой моторикиВ наблюденияхВиды деятельности:
Рассказы детей по пословицам, потешкам, сказкам становятся более выразительными и разнообразнымиСоздание альбомов с рисунками детей по сказкам, пословицам, потешкам, поговоркам и др.
Полученные знания, навыки и умения автоматизировались в индивидуальной и коррекционной работе, включающей совместное рассматривание книг и иллюстраций, пение народных песенок, потешек, игру на музыкальных инструментах, театрализация народных сказок
Предметно-развивающая среда
В группе оборудован театрализованный уголок, создан уголок детской библиотеки.
Развивающая среда в группе обогащена художественно-дидактическими пособиями, книгами по народному искусству, иллюстративным материалом
Развитие творческих способностей ребенка, его индивидуальных особенностей
Развитие интереса к устному народному творчеству
Правильно организованная предметно-развивающая среда способствует развитию связной речи у дошкольников
Лэпбук «В гости к сказке».
Фольклор оказывает благоприятное влияние на общение педагогов с детьми в разных режимных моментах
Работа с родителямиИндивидуальные беседыКонсультацииНаглядно-педагогическая агитацияВыполнение домашних заданийОрганизация выставок детских работРодительские собранияОткрытые занятияСовместные праздники, мероприятия
Большая помощь родителей в подборе художественной литературы, наглядно-дидактических пособий, в рисовании масок по сказкам.
Родительское собрание по теме «Роль устного народного творчества в развитии речи детей» Инсценировка русской народной сказки «Колобок»
Для создания групповой стенгазеты под названием: «Поговорки – цветочки, пословицы - ягодки», родителям предложили подобрать фотоматериалы к поговорке или пословице, которая особенно запомнилась или понравилась их ребенку.
Планомерное, систематическое использование устного народного творчества в работе является эффективным средством развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Спасибо за внимание!Успехов в работе!