ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ РУССКОГО ЯЗЫКА НА ТЕМУ НАРЕЧИЕ
Тема урока: ЕЩЕ РАЗ О НАРЕЧИИ И КУЛЬТУРЕ РЕЧИЦели урока: дидактическая - обобщить и закрепить сведения о наречии как части речи; повторить орфограммы, изученные в разделе «Наречие»; развивающая – развивать логическое мышление, творческие способности учащихся, воспитывающая - воспитывать любовь к родной природе; внимательное отношение к слову, к чистоте языка; прививать неприязнь к нелитературной речи. НАРЕЧИЯ от прилагательных от существительных от числительных от глаголов НА - РЕЧИЕ ПРИ-ГЛАГОЛИЕ Глагол – речь, в старославянском языке «глаголити» - говорить«рече» - говорил, сказал ДОБРОЕ СЛОВО – БАЛЬЗАМдля души, А ДУРНОЕ – ЯД Быть по-сказанному как по-писаному. Ваша речь впереди.Где много слов, там мало правды. Говорит красиво, да слушать тоскливо. Держи язык короче. Долго думал, да хорошо сказал.Если сидишь на печи, так побольше молчи.Грязные ноги гостиную пачкают, грязные слова все вокруг пачкают. Выход в ИНТЕРНЕТКАЮМ НАСЫРИ (1825-1902) ПРОСВЕТИТЕЛЬ, ЯЗЫКОВЕД, ПИСАТЕЛЬ О сын мой! Не произноси слов, способных огорчить людей. Ты невзначай обронишь слово, а оно ранит, обидит кого-нибудь. Бойся причинять обиду. Человеку, прослывшему лжецом, не поверят, если даже слова его – чистейшая правда. Соврешь один раз, а доверия навсегда лишишься. О сын мой! Слово что стрела, пущенная из тетивы. Хорошо подумай, прежде чем сказать.Сказанного ведь не вернешь. ПОРТРЕТ - ЗАГАДКА Как расценивать отношение к языку, на котором мы говорим? Язык в большей мере, чем одежда свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к миру, к самому себе. По-настоящему сильный и здоровый уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, не будет ругаться и употреблять жаргонных слов. Ведь он уверен, что его слово и так весомо. Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. Хоть и трудно – это надо, надо. Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает». Замените фразеологизм наречием.До корней волос __________________________Как убитый ______________________________Во весь дух, сломя голову ______________________Как свои пять пальцев_________________________ Яблоку негде упасть__________________________ А1. НАРЕЧИЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ. 1) Обозначает действие предмета. 2) Обозначает признак действия. 3) Служит для связи однородных членов и простых предложений в составе сложного. 4) Вносит различные оттенки значения в предложения. А2. УКАЖИТЕ НАРЕЧИЯ ВРЕМЕНИ. 1) Испортить нарочно. 2) Пришли недавно. 3) Виднелись вдали. 4) Пройти вперед. А3. УКАЖИТЕ СОСТАВНУЮ СРАВНИТЕЛЬНУЮ СТЕПЕНЬ НАРЕЧИЯ. 1) Бежать быстрее всех. 2) Скулить жалобно. 3) Встретим более приветливо. 4) Смеяться заразительно. А4. ПИШЕТСЯ БУКВА Е. 1) Бесхарактерный человек н..когда не примет решения. 2) Дом был пуст, н..где никого не было. 3) Н..откуда было ждать писем. 4) Ветер все н..как не утихал. А5. ПИШЕТСЯ ОДНА БУКВА Н 1) Смотрел влюбле..о. 2) Говорил убежде..о. 3) Сидел чи..о 4) Улыбался язвитель..о. А6. УКАЖИТЕ СТРОКУ, В КОТОРОЙ ВО ВСЕХ СЛОВАХ ПИШЕТСЯ Е 1) Блестящ.., шапч..нка, плюш..вый 2) Умоляющ.., врач..м, шприц..м 3) Неуклюж.., чертеж..м, спиц..й 4) Испытующ.., ситц..вый, задач..й. А7. ОШИБКА В НАПИСАНИИ СУФФИКСА НАРЕЧИЯ. 1) Пошел налева 2) Объяснить доходчиво 3) Накормить досыта 4) Платить исправно А8. ДЕФИС НЕ ПИШЕТСЯ В СЛОВЕ 1) (По)холопски 2) (По)реже 3) (Мало)помалу 4) (Как)нибудь А9. УКАЖИТЕ СТРОКУ, В КОТОРОЙ ВО ВСЕХ СЛОВАХ ПИШЕТСЯ Ь 1) Ореш.., проч.., готовиш..ся, испеч.. 2) Доч.., вскач.., свеж.., с дач.. 3) Из училищ.., обжеч.., отреж.., мяч.. 4) Пахуч.., роскош.., смаж..те, настеж.. А10. РЕЧЕВАЯ ОШИБКА ДОПУЩЕНА В ПРЕДЛОЖЕНИИ 1) Уныло юноша глядел на опустевшую равнину. 2) Опять явилось вдохновенье душе безжизненной моей. 3) Однозвучно гремит колокольчик. 4) В саду жутко красивый куст черемухи. ПРОВЕРЬ СЕБЯ САМ! ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ 4 1 2 1 4 4 з з 2
2 Номер правиль-ного ответа А10 А9 А8 А7 А6 А5 А4 А3 А2 А1 Номер задания Чародейкою Зимою околдован,Лес стоит… Убаюканный зимою, дремлет лес в объятьях сна… СЛОВА СОСТОЯНИЯ (категория состояния) О Б О З Н А Ч А Ю Т физическое состояние живых существСОЛНЦЕ БОЛЬНО ЖГЛО ГЛАЗА. оценку действийСЛОВОМ МОЖНО УБИТЬ.(В.Шефнер) состояние природыВОТ И ЛЕТО. ЖАРКО. СУХО. (И.Суриков) душевное состояние человекаИ СКУЧНО, И ГРУСТНО, И НЕКОМУ РУКУ ПОДАТЬ. (М. Лермонтов) ПРОВЕРЬ СЕБЯ! Бойся козла спереди, коня сзади, а злого человека со всех сторон. 2) Быть сильным – хорошо, быть умным – лучше вдвое. 3) Всякое дело трудно выполнять в одиночку. 4) Делано наспех, а сделано на смех. 5) За край свой насмерть стой. 6) Натощак и песня не поется. 7) Урок не пошел впрок. 8) Сначала дерево пускает корни, а потом растет вверх. 9) Нельзя насильно тащить собаку на охоту. Кроссворд по теме «Наречие» ы р у т ь л у к а в о н с о - ь т с о н т о м а р г 25 24 23 22 21 20 19 18 17 16 15 14 13 12
11
10 9
8 7 6 5 4 3 2 1 Обобщим. Сделаем выводы.Основной морфологический признак наречия-ЕЕ (-ЕЙ), -Е, -ШЕ _________ более, менееПростая сравнительная + всего (всех)Нелепо, небрежно, невзрачно – нелегко, нечасто, немедленно – ничуть не интересно; нисколько не весело - не громко, а тихо - 5. Н Н; НН НН – 6. НАВЗАО И ДОСИЗА (от кратких прилагательных)7. орфограмма-дефис орфограмма-пробел ДРУЖИ СО СЛОВАРЕМ! орфограмма-слитное написание8. С начала – сначала ; за одно - заодно в пустую – впустую9.УЖ, ЗАМУЖ, НЕВТЕРПЕЖ10. Как связаны ударение и буква О в наречиях?