Презентация Детские страхи Описаны страхи связанные с содержанием стадий психического развития. Когда и как они появляются, и как помочь ребенку с ними справиться.
Детские страхиПодготовила: Белова Марина М.детский психоаналитически ориентированный педагог – психолог МБДОУ № 315Самара. 2015 г.
Страх – это привычная , присущая всем людям неприятная эмоция, вызванная надвигающейся опасностью и сопровождающаяся желанием спастись бегством.Страх, как аффективная реакция и, психосоматический процесс выражается в душевном переживании и в телесных изменениях (тревога, беспокойство, покраснение или побледнение кожных покровов, учащенное сердцебиение, затруднение или учащение дыхания, дрожь, потливость, чувство слабости и изнеможения, головокружение и других).
РеальныйРеакция на внешние объекты, проявление чувства самосохранения Опасные звери, ядовитые змеи, горные лавины, наводнения, землетрясения и т.п.Тяжелая болезнь, встреча с бандитом ужасы войн, террора или социальных беспорядков.НевротическийСтрах перед вещами или обстоятельствами, которые объективно лишены опасных свойств.Страх перед мелкими животными и насекомыми, страх темноты и одиночества.Раздражители ВнешниеРеальные опасности, угроза наказания, насмешки, издевательств и унижения.ВнутренниеНеодобряемые сознанием желания. Аспекты агрессивных и сексуальных влечений.Избегание – сублимация (способ находить различные удовлетворения, замещающие запретное желание).
Когда и как появляются страхи Теория «травмы рождения» Отто Ранк (1884-1939) «Тревога восьмимесячных» или «Страх незнакомца» Рене Шпиц (1887-1974), Маргарет Малер (1897-1985) (страх перед всем чуждым, неизвестным: новая работа, коллектив, брак…)Страх отделения (страх смерти) (проявляется в виде общего постоянного тревожного отношения к другим людям, тем кого мы любим)Страх другого, на кого перенесены свои собственные агрессивные импульсы влечений. Мелани Кляйн, Гермина Хуг-Хельмут.Страхи связанные с поеданием.Страхи оказаться несостоятельным, быть отвергнутым, чувства вины, сказочных персонажей.
Страшные сказкиСказки (народные и классические) не вызывают страхи сами по себе, они выполняют адаптивную функцию и необходимы для здорового психического развития детей.***Сказка удовлетворяет желание быть счастливым, выйти за пределы своих возможностей, освободиться от ограничений реальности, обыденного существования, рождает богатый творческий потенциал.***«Волшебные сказки “притягивают внимание”, “возбуждают любопытство”, стимулируя при этом воображение. А значит, такая литература “помогает” ребенку “развивать свои умственные способности и лучше разбираться в собственных эмоциях”. Бруно Беттельхейм книга «Психоанализ волшебных сказок»
Условия для выполнения адаптивной функции сказки.Уровень страха должен быть переносим (подбираются по возрасту) «Колобок», «Теремок», «Курочка Ряба» «Лиса и заяц», «Петушок и лиса», «Зимовье зверей» «Маша и медведи», «Красная шапочка» Сказки Пушкина, «Золушка», «Спящая красавица» «Сказки и легенды своего народа, песни и музыка родины должны сделаться сокровищем души ребенка. В них говорит седая старина с её упрощенными переживаниями, примитивными сильными чувствами, могущественный язык, который ребенок, сам ещё не вышедший из аналогичной ступени развития, понимает и поэтому любит.» Гермина Хуг-Хельмут. В сказке все должно кончаться хорошо, добродетель – вознаграждена, зло – наказано. Тогда сказка будет иметь воспитательный эффект и социализировать человека, то есть приучать его жить в человеческом обществе.Любимый герой, тот, с которым читатель себя отождествляет, всегда находит выход из трудных ситуаций, а если страдает, то не очень сильно.Слабые и маленькие должны выйти победителями. Ребенок получает символическую компенсацию за свою беспомощность, слабость, бессилие. Сказка дает силы жить в этом не всегда гостеприимном и доброжелательном мире.
Возраст страховС 4 - 5 лет до 7 - 8 лет.Младенческий страх одиночества, покинутости выражается как страх темноты (страх неизвестности).
Фотопроект «Детские страхи» Джошуа Хоффайна
Страхи связанные с содержанием стадий психического развития.При приучении к чистоплотности и горшку (от 2 до 4 лет) – специфический страх загрязнений.Запреты и запугивания взрослых, касающиеся детской мастурбации формируют кастрационный страх, и приводят к целому комплексу невротических симптомов в дальнейшем «дурные привычки» (навязчивые движения, мимические и респираторные тики и другие). Может изменяться и проявляться в других формах ( остригание ногтей, боязнь врачей)От 4 до 6 лет специфические страхи связанные с желанием быть предпочитаемым любимым объектом у родителя противоположного пола. В страх превращается фантазия , что родитель своего пола воспринимаемый, как соперник может наказать (место наказывающего родителя замещается часто образом большого животного: собаки, и др)В возрасте 7 – 9 лет появляется представление о смерти, интерес к ней. Активизируется страх смерти близких людей, самого ребенка. Попытки оградить ребенка от контакта со смертью, окружение её тайной – усиливают страх. Страх смерти часто принимает формы конкретных, угрожающих жизни ситуаций: пожара, заболевания, войны, падения лифта и т. д. Дети склонны воспроизводить в своей жизни невротические страхи родителей.
Синдром страха в ситуации развода родителейСтрах быть плохим. «Я виноват». Чувство вины за развод порождает страх перед силой собственной власти и перед расплатой.Страх – опасение, что раз ушел один родитель, то его может покинуть и другой.
О детских страшилках.От 6 до 11 – 12 летЖуткие, обычно мистические короткие истории, которые дети рассказывают друг другу, и которые пугают слушателей до состояния оцепенения. Для рассказчика эти истории являются своеобразной терапией, способом борьбы с собственными страхами, помогая их успешно преодолевать. Маленькая девочка шла по улице и увидела магазин, которого раньше не было. Вывеска гласила, что в нём продаются мобильники с огромной скидкой. Девочка купила себе мобильник. Пришла с ним в школу, стала слушать все мелодии подряд, а вместо последней мелодии были записаны детские крики «Вытащите нас отсюда». Девочка заявила об этом в полицию. Когда магазин накрыли, в его подвале обнаружили цех по сборке мобильников, в котором работали безногие дети, а руководила ими ведьма. В одной чёрной-чёрной комнате сидят два чёрных-чёрных человека. И один чёрный-чёрный человек говорит другому чёрному-чёрному человеку: ...«Никогда больше не буду самостоятельно картриджи заправлять!»
ppt_yppt_yppt_y
ppt_yppt_yppt_y
Подростковые страхиОсновой появления служат детские страхи.Переживания могут приобретать мистический характерОживляется страх за собственную жизньСоциальные страхи (осуждения, насмешки, критики, унижения, бать не принятым сверстниками, страх из-за непривлекательности своей внешности, самоубийства, сойти с ума)
Актуальные страхиРеальная угрожающая ситуация служит пусковым механизмом, приводящим в действие все ранние архаические скрытые страхи.ПроявленияИзбегание определенных ситуаций, объектов или мест, ассоциирующихся со страхомПоявление навязчивых ритуалов, помогающих бороться со страхом,Повышение общего уровня тревожности, беспокойстваПлаксивость, подавленное настроение, снижение интереса ко многим вещам ранее занимавших ребенка.
Страшные сновиденияКошмары – это нешуточный симптом, который свидетельствует о наличии тревоги и серьёзных трудностей в жизни. Повторяющиеся страшные сны с похожим сценарием указывают на острую проблему, которую нужно решать.
style.rotation
Преследование угрожающими персонажами (сновидец сильный и ловкий или беспомощный и слабый)О ворах и бандитахОпасности подвергается кто-то другой (перенесение собственных агрессивных импульсов, вызванных чаще всего обидой и злостью)Сны вызванные реальными ситуациями«Семейные романы» (фантазии о других родителях)«Школьные сновидения» (при неблагоприятных условиях остаются на всю жизнь) связаны с более ранним страхом опоздать в туалет.Экзаменационные сновидения. Провоцируются страхом осуждения, некомпетентности, несостоятельности и, одновременно, попыткой получить во сне успокоение. (Страх импотенции, кастрации или отвержение любимого человека, сомнений в женской привлекательности) Сны о несданных экзаменах провоцируются установкой родителей «запрет на успех» (не высовывайся)
Как помочь ребенку избавиться от страхов и страшных сновиденийВербализация – рассказ о страхе или страшном сновидении. Выслушайте, расспросите, посочувствуйте, обсудите, придумайте способ борьбы и победы.Творческое воспроизведение визуального образа. Предложите ребенку нарисовать, вылепить, задавайте уточняющие вопросы.(Какой страх? Что он может делать? Как с ним справиться?)Игра. Лучше всего помогает перестать боятся идентификация со страшным персонажем. У взрослого роль того, кто боится.Чтение и сочинение сказок. Это прямое обращение к бессознательному; с помощью чудесного они восстанавливают, а иногда и исправляют, нарушения в нашем поведении. Эти сказки чаще всего не выходят за пределы мира грез, но все же между ними и миром реальности могут иногда обнаруживаться и соответствия.
Фотопроект Лауры Февел.
Спасибо за внимание!