Выступление на методическом семинаре Учитель года 2016


Всероссийский конкурс «Учитель года России» - 2016 Конкурсное задание «Методический семинар»Разработка комплекса педагогических условий, обеспечивающих формирование учебно-познавательной компетентности по биологии и химииКалюжная Валентина ВладимировнаУчитель биологии и химииМБОУ «Советская СШ № 1» Единство разнообразия моих учеников предполагает единство разнообразия методов, приемов и технологий. Только четко выстроенная и постоянно обновляемая система способна дать результат. Поэтому я всегда в состоянии поиска!Разрешите представитьсяКалюжная Валентина Владимировна - учитель биологии и химиивысшей квалификационной категории Стаж работы – 24 годаРуководитель районного методического объединения учителей биологии и химии.Мое педагогическое кредо: «Видеть личность в каждом ребенке. Работать на развитие учеников, активизируя их познавательную деятельность и создавая для этого все необходимые условия».  Условия возникновения опыта «Надо учить не содержанию науки, а деятельности по ее усвоению» В.Г.БелинскийПроблема: новый социальный заказ школьному образованию не может быть выполнен в полной мере только средствами традиционной педагогики.Возникла необходимость в поиске средств и методических решений для соответствия новым профессиональным компетенциям. Цель: создание и организация условий, для формирования познавательной деятельности, направленной на освоение учебных компетенций по биологии и химии  Развитие познавательной активностиМыслительная активность;Система умственных действий;Познавательный интерес;Мотивация изучения предмета.Требования ФГОС«Развивать мыслительную активность учащихся, включающую умение искать, анализировать, обобщать, применять, интерпретировать информацию, содержащуюся в различных источниках, о событиях и явлениях прошлого и настоящего». Обновленная нормативная база (ФГОС ООО , профессиональный стандарт «Педагог»)Необходимость решать новые образовательные задачи:«…Обеспечение роста творческого потенциала учеников, их готовности к применению универсальных учебных действий в жизненных ситуациях…» (ФГОС)Особенность ФГОС нового поколения – деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика.Известная методическая база(педагогические теории, технологии, диагностики)Переход к новым образовательным стандартам Владею способами самостоятельной познавательной деятельностиВладею универсальными учебными действиямиУмею выполнять индивидуальные проектыУмею формулировать и решать задачиСовременный выпускник Педагогические условия формирования УПКОрганизация самостоятельной и учебно-исследовательской деятельностиСоздание творческой образовательной средыАктивизация мотивации на познаниеКонструирование урока с элементами инновационных технологий Самоопределение к деятельности начинается с мотивации.Актуализация, фиксация затруднений и определение проблемного поляСовместная с обучающимися постановка цели.Постановка проблемы - совместный поиск путей решения проблемы.Закрепление (с монологическим и диалогическим оформлением решения).Самостоятельная работа с самопроверкой, самооценкой и взаимооценкой.Включение в систему знаний и повторение РефлексияМоделирование урока с позиции системно – деятельностного подхода Традиционный урок1.Проверка д/з учеников учителем2.Объявление темы учителем3.Объяснение темы учителем4.Закрепление знаний учениками Креативный урок1. Мотивация. Создание проблемной ситуации.2. Выдвижение гипотезы.3. Исследование (теоретическое, практическое).4. Обмен информацией (при работе в группах).5. Обработка информации (выделение значимой информации, подтверждение или опровержение высказанных ранее гипотез).6. Подведение итогов урока. 7. Вариант(ы) решения проблемы.8. Рефлексия.9. Домашнее задание. Переход с традиционных на креативные уроки









Преподавателям слово дано не для того, чтобы усыплять свою мысль, а для того, чтобы будить чужую. В. Ключевский эмоциональные методы (поощрение создание ситуации успеха, свободный выбор заданий) волевые методы (накопительная система оценок, самооценка и коррекция деятельности)познавательные методы (побуждение к поиску альтернативных решений, игра, выполнение нешаблонных заданий)социальные методы (создание ситуации взаимопомощи, самопроверки)Линостно-ориентированный подходАктивизация мотивации на познание * Видеофильм «Времена года». Является ли изменение цвета листьев химическим явлением?* Проведение опыта. Какое было получено вещество , какими свойствами оно обладает?* В данном кроссворде зашифрован один элемент и одновременно вещество, разгадав его, мы попытаемся его определить и ответить на вопрос: «Какое вещество мы получили в начале урока? И что это за элемент?»* Найдите среди предложенных веществ оксиды, основания. Остаются вещества, которые еще не изучались. Возникает проблема. К какому классу веществ их отнести?* Исторический факт. Почему произошел взрыв в опыте Пилатра де Розьера? Постановка проблемы Типы задач{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Типы задачПримерыФормирование УУД1)задачи, требующие мнемического воспроизведения данныхЗапишите формулы по названиям веществ, что означают записи (Н2SO4 )Познавательные, общеучебные 2) задачи, требующие простых мыслительных с даннымиПочему Молекулярная масса не имеет единицы измеренияПознавательные, общеучебные, логические3) задачи, требующие сложных мыслительных с даннымиВ начале 19 века ученые не могли определить разницу между атомами и молекулами. Как бы ты объяснил в чем заключается эта разница? Познавательные, общеучебные, логические4) задачи, требующие сообщения данных, задачи, 5)задачи,требующие творческого мышления. Подготовьте обзор об истории открытия мол. МассыСоставьте собственный алгоритм расчета Мол массы, приведи примеры. практ применения.Обменяйся алгоритмом с соседом по партеРегулятивные,познавательные, коммуникативныеРегулятивные,познавательные, коммуникативныеличностные 8 класс. Химия. Урок 29. Оценочный лист (13-14 баллов – «5», 10 -12 – «4», 7- 9 – «3», меньше 7 баллов – «2» ФИ _______________________1. Тест (5 баллов)1.__ 2. __ 3. ___ 4. ___ 5. ___ Правильных ответов _______ 2. Выбрать признаки, характерные для водорода(6 баллов) _______________________ Правильных ответов____________ 3. Закончить уравнения реакций (3 балла): Набрано за урок всего ____________ Оценка _____________ Рефлексия 1_____ 2______ 3 _____ 4 _______8 класс. Химия. Урок 46. Оценочный лист. Можно заработать всего 24 балла (22-24 баллов – «5», 16 - 21 – «4», 15- 11 – «3», меньше 11 баллов – «2» ФИ _______________________Формулы и название оксидов Полный ответ: формула и название – ___________ баллов Выбрать формулы гидроксидовПравильный ответ ____________баллов Написать формулы гидроксидов _____________ баллов Закончить уравнения реакций__________ баллов Набрано за урок всего ____________ Оценка _____________с Накопительная система оценок за урок

Рефлексия урока Организация профильных практик, экологических лагерей и экспедиций при школеУчастие в акциях и мероприятиях эколого-биологического центра, в рамках научного общества МАНПроектно-исследовательская деятельностьДополнительные учебные курсыОрганизация самостоятельной и учебно-исследовательской деятельностиЛетние домашние заданияТолько тот учитель и будет действовать плодотворно на всю массу учеников, который сам силен в науке, ею обладает и ее любит. Д.И.Менделеев Творческая внеурочная деятельностьЭкологические акции «Первоцветы», «Птица года»Интеллектуальные конкурсыЗащита проектов, исследовательских работВыступления агитбригады «Зеленая планета»Театральный экологические постановкиУроки и экскурсии на школьной экологической тропе
Результаты качества знаний по итогам мониторингов учебного года Результативность участия в олимпиадах{0E3FDE45-AF77-4B5C-9715-49D594BDF05E}Количество победителей в олимпиадах муниципального уровня с 2012 по 2016 учебный год : БиологияЭкологияХимия10532Количество победителей в олимпиадах республиканского уровня с 2012 по 2016 учебный год3Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян. Д.И.МенделеевКоличество победителей в конкурсе-защите МАН Районный уровень 6Республиканский уровень 1 Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Л.Н.Толстой Используемые источники Литература:1.Бартенева Т.П. Ремонтов А.П. « Использование ИКТ на уроках биологии»., М., 2003.2.Долженко Ю.А. « Методическое сопровождение личностно – ориентированного образования», Барнаул, АКИПКРО, 1998.3.Коротаева Е.В. « Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников», М., 2003.5. Кучменко В.С., Калинова Г.С. Проблемы модернизации биологического образования. Журнал "Биология в школе" N 5,2003.7.Маркова А.К., Матис Т.А. «Формирование мотивации учения»,М.,1990.8.Молис С.С., Молис С.А. «Активные формы и методы обучения биологии. М., Просвещение,1989.9.Смирнов В.А. «Пути использования персонального компьютера», Биология в школе, 1995.10.Степанов Е.Н. « Личностно - ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование», М., Творческий центр, 2003.11.Щукина Г.И. «Активизация познавательной деятельности в учебном процессе», М., 1979.12.Якиманская И.С. «Личностно – ориентированное образование в современной школе», М., 1996.