Психолого-педагогическое сопровождение педагогов в условиях реализации ФГОС: профилактика профессионального выгорания


Пункт плана Пункт плана Пункт плана Пункт плана Пункт плана Диагностическая Развивающая Консультативная Экспертная Просветительская Психолого-педагогическое сопровождение педагогов в условиях реализации ФГОС: профилактика профессионального выгорания Не грусти. Рано или поздно всё станет понятно, все станет на свои места и выстроится в единую красивую схему, как кружева. Станет понятно, зачем все было нужно, потому что все будет правильно.Л.Кэролл. Алиса в Зазеркалье Доклад на заседании городского методического объединения г. Орска педагога-психолога I категории, к.п.н., доцента по кафедре детской практической психологии Сударчиковой Л.Г. Пункт плана Пункт плана Пункт плана Пункт плана Пункт плана Диагностическая Развивающая Консультативная Экспертная Просветительская Профессиональное выгораниеПрофессиональное выгорание – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергических и личностных ресурсов работающего человека. Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них. В 1981 г. Э. Moppoy предложил яркий образ, отражающий, по его мнению, внутреннее состояние человека, испытывающего стресс профессионального выгорания: "Запах горящей психологической проводки". Общие причины:интенсивное общение с разными людьми, в том числе негативно настроенными;работа в меняющихся условиях, столкновение с непредсказуемыми обстоятельствами и разнонаправленными требованиями;особенности жизни в мегаполисах, в условиях навязанного общения и взаимодействия с большим количеством незнакомых людей в общественных местах, отсутствие времени и средств на улучшение собственного здоровья.Причины профессионального выгорания1. Работа на износ.2. Нестабильное финансовое положение.3. Рутина.4. Недовольство начальством и коллегами.5. Невозможность карьерного продвижения.Уровни профессионального выгорания:1) чувство безразличия, эмоционального истощения, изнеможения (человек не может отдаваться работе так, как это было прежде);2) дегуманизация (развитие негативного отношения к своим коллегам и учащимся);3) негативное самовосприятие в профессиональном плане (недостаток чувства профессионального мастерства, уход из профессии). Уровни профессионального выгорания: эмоциональное выгорание;деперсонализация;3) редукция личных достижений. Просветительская Пункт плана Пункт плана Пункт плана Пункт плана Пункт плана Диагностическая Развивающая Консультативная Экспертная Просветительская В тот же миг Алиса юркнула за ним следом, не думая о том, как же она будет выбираться обратно.Л.Кэролл Синдром эмоционального выгорания – это состояние, которое характеризуется умственным, эмоциональным и физическим истощением на фоне хронического стресса, который в большинстве случаев вызван работой. Чаще всего страдают представители профессий, связанных с постоянным общением, в т.ч. учителя.Симптомы:Все труднее просыпаться по утрам и начинать трудовую деятельность. Все сложнее сосредоточиться на своих обязанностях и выполнять их своевременно. Рабочий день растягивается до поздней ночи, рушится привычный уклад жизни, портятся отношения с окружающими. Пункт плана Пункт плана Пункт плана Пункт плана Пункт плана Диагностическая Развивающая Консультативная Экспертная Просветительская Вот это я упала, так упала! Упасть с лестницы для меня теперь — пара пустяков.Л.КэроллДеперсонализация– это синдром, при котором нарушается нормальное восприятие себя и окружающего мира.Сознание человека будто раздваивается: одна часть личности становится нейтральным наблюдателем, который смотрит на происходящее со стороны, а вторая часть испытывает дискомфорт и панику из-за кажущегося ощущения потери контроля над собственным телом и разумом.Затяжной синдром опасен неадекватным поведением, причинением вреда себе и окружающим и склонностью к суицидальному настроению. Пункт плана Пункт плана Пункт плана Пункт плана Пункт плана Диагностическая Развивающая Консультативная Экспертная Просветительская Подумать только, что из-за какой-то вещи можно так уменьшиться, что превратиться в ничто.Л. КэроллРедукция личных достижений -- утрата профессиональных ценностей;чувство некомпетентности в своей профессии, невозможность развиваться дальше, заниженная самооценка.Проявляется в:- снижении профессиональной мотивации;- снижении ответственности к своим обязанностям;- негативном оценивании себя, своих профессиональных достижений, успехов. Работа с синдромом выгорания Начинаем с разгрузки:уменьшить цейтнот, делегировать часть работы другим, разделять ответственность; ставить реалистичные цели, критически рассматривать ожидания, которые имеешь. Это – работа с глубокими структурами экзистенции: позицией по отношению к жизни, соответствием самому человеку его аутентичных установок.Если синдром выгорания имеет гораздо более выраженную форму, нужно физически отдохнуть, обратиться к врачу.При более легких расстройствах полезно лечение в санатории или просто устроить хорошее время для себя, пожить в состоянии разгрузки. Предотвратить синдром выгорания можно, задав себя два простых вопроса:Для чего я это делаю? Для чего я учусь в институте, работаю, пишу статью? Какой в этом смысл? Является ли это для меня ценностью?2. Нравится ли мне делать то, что я делаю? Люблю ли я это делать? Чувствую ли я, что это хорошо? Настолько хорошо, что я делаю это охотно? Приносит ли мне то, что я делаю, радость? Может быть, не всегда дело будет обстоять таким образом, но чувство радости и удовлетворения должно преобладать.В конечном итоге можно задать другой, более масштабный вопрос: хочу ли я ради этого жить? Диагностическая работа Направления диагностика профессиональноговыгорания педагогов (выявление уровня профессионального выгорания):- методика «Синдром выгорания» (http://protraining.com.ua/test-na-emocionalnoe-vigoranie);- «Диагностика профессионального выгорания» (К.Маслач, С.Джексон, в адаптации Н.Е.Водопьяновой);- "Самооценка психических состояний" (Г. Айзенк). диагностика состояния стресса (выявление наличия стресса):- тест для молодого специалиста на определение его педагогической стрессоустойчивости (Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева);- тест «Мотивация на избегание неудач» (Т.Элерс). диагностика уровня тревожности (выявление уровня тревожности): - тест тревожности Ч.Спилбергера Диагностическая Пункт плана 3 Просвещение и профилактика Цель и задачи: Расширение общекультурного и профессионального кругозора, развитие профессионально-педагогической культуры педагога.Формы работы:просветительские беседысеминарыкруглые столыделовые игры Просветительская Развивающая Консультативная Экспертная Развивающая работа НаправлениеРазвитие позитивной «Я – концепции и самооценки, стрессоустойчивости и навыков тайм-менеджмента педагога.Цель и задачи:выявление уровня профессионального развития и ресурсов его оптимизации. Развивающая Консультативная Экспертная Ты прекрасна. Не хватает лишь улыбки.Л.Кэролл Развивающая Консультативная Экспертная Формы работы:семинары-тренинги;тренинги коммуникативных умений; тренинги личностного роста; тренинги педагогического общения; тренинги межличностных отношений. Развивающая работа Консультативная работа Направление Развитие профессионального самосознания педагога.Цель и задачи: развитие самосознания педагогасредствами практической психологии.Формы работы:индивидуальное и групповое консультирование. Консультативная экспертная Экспертная деятельность Направление Психологический анализ деятельности педагога.Цель и задачи: Повышение уровня профессионально- педагогической культуры педагога в условиях реализации ФГОС. Экспертная Формы работы:Внеклассные мероприятияКружковые занятияПосещение уроков и их психологический анализ с выдачей рекомендаций Экспертная деятельность Экспертная Рекомендации по реабилитации профессионального выгорания педагогов:прохождение тренингов личностного роста;рефлексия профессиональной биографии педагогов совместно с педагогом-психологом школы;проведение профилактических мер по улучшению психологического состояния педагогов;овладение педагогами приемами и способами саморегуляции эмоционально-волевой сферы и самокоррекции профессиональных деформаций;- индивидуальный подход руководства школы в рассмотрении состояния профессиональной деятельности педагогов с выявленным профессиональным выгоранием. Экспертная — Давай в другой раз.— Давай! Сегодня и есть этот другой раз! — Это не поможет! Нельзя поверить в невозможное!— Просто у тебя мало опыта. В твоем возрасте я уделяла этому полчаса каждый день! В иные дни я успевала поверить в десяток невозможностей до завтрака!Всё тот же Льюис Кэролл и его Алиса Экспертная