Презентация Цели и задачи обучения информатике. Компьютерная грамотность и информационная культура учащихся
Цели и задачи обучения информатике. Компьютерная грамотность и информационная культура учащихся. Выполнила: Щигарева Юлия.Учитель информатики КГУ «Гимназии №27» Содержание: Цели обучения информатике в школе Задачи обучения информатике в школе Информационная культура учащихся Компьютерная грамотность Рефлексия Информатика и ИКТ Начальная школа Какой должна быть информатика в начальной школе? Образовательный стандарт Цели обучения информатике в школе: Главная цель курса — дать учащимся инвариантные фундаментальные знания в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения в аппаратных средствах выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества. Основные общие цели: 1. Образовательные – дать начальные знания основ информатики и умения, необходимые как в самой информатике, так и в других дисциплинах. Изучение информатики имеет важное значение для развития мышления школьников. 2. Практические цели. Школьная информатика должна дать знания о профессиях, связанных с ЭВМ и об использовании ЭВМ в повседневной жизни. 3. Воспитательные включают в себя формирование культуры умственного труда, умение планировать свою работу, рационально ее выполнять, критически соотносить начальный план работы с реально процессом выполнения. Все это требует волевых и умственных усилий. Выдающиеся деятели в области информатизации в нашей стране выделяют следующие цели: 1 Формирование основ научного мировоззрения. В данном случае речь идет о формирование представлений об информации (информационных процессах) как одном из трех основополагающих понятий науки: веществе, энергии, информации, на основе которых строится современная научная картина мира; единстве информационных принципов строения и функционирования самоуправляемых систем различной природы. Цели: 2. Формирование общенаучных и общекультурных навыков работы с информацией. Здесь имеется в виду умение грамотно пользоваться источниками информации, оценка достоверности информации, соотнесение информации и знания, умение правильно организовать информационный процесс, оценит информационную безопасность. Цели: 3. Подготовка школьников к последующей профессиональной деятельности. (следует отметить важность начальной подготовки в области управления.) 4. Овладение информационными и телекоммуникационными технологиями как необходимое условие перехода к системе непрерывного образования. Необходимость такой подготовки вытекает из особенностей непрерывного образования: реализации индивидуальных образовательных «траекторий», дифференцированности образовательных процессов, усиления роли средств обучения Задачи обучения информатике Основная задача курса — развить умение проведения анализа действительности для построения информационной модели и ее изображения с помощью какого-либо системно-информационного языка. Алгоритмическая культура Алгоритмическая культура - совокупность специфических представлений, умений и навыков, связанных с понятием алгоритма, формами и способами его записи; основа компьютерной грамотности. Овладение А.к. предполагает: понимание сущности алгоритма и его свойств, представление о возможности автоматизации той области деятельности человека, где существует алгоритм этой деятельности; умение описать алгоритм с помощью определённых средств и методов описания (например, с помощью блок-схемы); знание осн. типов алгоритмических процессов Овладеть АК для школьника это: 1. Понимать, что значит алгоритмический тип деятельности, уметь объяснять его достоинства и недостатки2. Научиться нечто сложное представлять в виде совокупности простого. Создавать простейшие алгоритмы в различных предметных областях.3. Иметь понятие алгоритма, знать его свойства (результативность, дискретность, однозначность, конечность, массовость) Овладеть АК для школьника это: 4. Знать основные типы алгоритмов, имея понятия об уровнях формализации и принципах:• Дискретности (последовательности действий в алгоритмах)• Блочности (поэтапной детализации)• Разветвления (принятия решения в зависимости от условия, при этом):a) Должны быть предусмотрены все возможные варианты исходных данных, для каждого из которых алгоритм должен быть результативным b) для конкретных исходных данных исполнение алгоритма проходит только по одному из возможных путей• Цикличности (многократное исполнение одного участка алгоритма и применяющихся значений участвующих величин)5. Необходимо уметь выполнять алгоритм, т.е. воспринимать и исполнять разрабатываемые фрагменты алгоритма, отвлеченно о планируемых результатов (т.е. так, как они написаны, а не так, как хотелось бы автору)6. Овладеть алгоритмическим языком Актуальность темы компьютерная грамотность неотъемлемая часть современного человека;21 век - век технологий! На каком этапе компьютерной грамотности находятся люди в Казахстане, актуально знать.проблемы современного общества, переход к автоматизации. Компьютерная грамотность Компьютерная грамотность - владение навыками использования средств вычислительной техники; понимание основ информатики и значения информационной технологии в жизни общества. ". Овладеть компьютерной грамотностью для учащихся, это значит: I. Понять, как готовятся задачи к их решению на ЭВМII. Разобраться, в основных идеях моделирования, в т.ч. и доступного математического моделированияIII. Овладеть одним или несколькими языками программированияIV. Научиться программироватьV. Научиться работать на ПЭВМVI. Иметь представление об устройстве и принципах действия ЭВМVII. Иметь представление об областях применения ЭВМ, ее возможностях Основы компьютерной грамотности Основы компьютерной грамотности – это основные приемы и методы работы с компьютером, позволяющие быть уверенным пользователем этого бытового прибора, дающие возможность окунуться в огромный мир информационных технологий и не потеряться в этом мире. В основу компьютерной грамотности входят знания по конфигурации персонального компьютера, то есть основных его устройств. Компьютерная грамотность предполагает знания:ОС компьютера программы умение ориентироваться Microsoft Office . сети Интернет. Информационная культура в широком смысле – это совокупность принципов и механизмов, обеспечивающих взаимодействие этнических и национальных культур, их соединение в общий опыт человечествав узком смысле слова – оптимальные способы обращения с информацией и представление ее потребителю для решения теоретических и практических задач; механизмы совершенствования технических сред производства, хранения и передачи информации; развитие системы обучения, подготовки человека к эффективному использованию информационных средств и информации Информационная культура В структуру информационной культуры входят элементы следующих культур:а) коммуникативной (культуры общения);б) лексической (языковой, культуры письма);в) книжной;г) интеллектуальной (культуры научного исследования и умственного труда);д) информационно-технологической (культуры использования современных информационных технологий);е) информационно-правовой;ж) мировоззренческой и нравственной. Классификация информационной культуры 1) информационная культура пользователей с общей подготовленностью (студенты);2) информационная культура специалистов различных профилей (представители профессий);3) информационная культура специалистов-информаторов (сферы деятельности – научная, образовательная, средств массовой информации и т.д.). Компоненты информационной культуры В информационной культуре личности мы выделяем три основных компонента: когнитивный (знания и умения)- эмоционально-ценностный (установки, оценки, отношения);- действенно-практический (реальное и потенциальное использование знаний и умений). Вопросы для контроля и самоконтроля 1) Дайте определения целям обучения информатике в школе?2) Что включает в себя понятие информационная культура?3) Компоненты информационной культуры?3)Что такое компьютерная грамотность?5)Факторы развития информационной культуры? Данная рефлексия даёт возможность осмысления способов и приёмов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение этого вида рефлексии в конце урока даёт возможность оценить активность каждого на разных этапах урока, используя, например, приём «лестницы успеха». Эффективность решения поставленной учебной задачи (проблемной ситуации) можно оформить в виде графического организатора «рыбья кость». * http://aida.ucoz.ru * Рефлексия деятельности Метод пяти пальцев. М (мизинец) – мыслительный процесс. Какие знания, опыт я сегодня получил? Б (безымянный) – близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг? С (средний) – состояние духа. Каким было сегодня моё преобладающее настроение? У (указательный) – услуга, помощь. Чем я сегодня помог, чем порадовал или чему поспособствовал? Б (большой) – бодрость, физическая форма. Каким было моё физическое состояние сегодня? Что я сделал для своего здоровья? * http://aida.ucoz.ru * Используемые информационные источники ИНТЕРНЕТ - РЕСУРСЫ2. Учебные пособия, книги Спасибо за внимание!!!