ПРезентация на тему Управление образовательными системами
Тема: «Управление образовательными системами (Лазарев В.С.)Выполнила: учитель русского языка и литературы Дубинина Е.М.
Валерий семёнович Лазарев - профессиональный психолог, один из ближайших учеников В.В. Давыдова. Ему принадлежат работы по психологии образования и управлению образованием. В настоящее время он является директором Института инновационной деятельности в образовании РАО. Сосредоточивает своё внимание на исследованиях, посвященных изучению психологических механизмов стратегического мышления руководителей, а также разработке методов их развивающего обучения. Полученные им материалы вошли в 1991 г. в первую Федеральную программу стабилизации и развития российского образования.
В.С. Лазарев разрабатывал идеи системного и рефлексивного подхода в управлении образовательными системами
Системность, целое - это производное своих компонентов. Единство и взаимодействие между компонентами, элементами и частями образует систему в рамках заданного качества, обеспечивает ее функционирование и развитие.
Цель – одна из главных системообразующих факторов.«Этот результат должен быть конкретным, охарактеризованным качественно, а где можно, то и корректно количественно...».ЦельСоциальный заказЗапрос личности как участника образовательного процесса
Критерии оценки эффективности управления развитием школы1).Уровень информированности членов педколлектива о новшествах, которые потенциально могут быть освоены школой (уровень информированности о возможностях и ограничениях развития школы). 2).Полнота выделения актуальных проблем школы (понимание членами коллектива проблем школы, а также их причинно-следственных связей). 3).Рациональность выбора общей и частных целей инновационной деятельности в школе: поставленные цели максимально соответствуют возможностям решения актуальных проблем школы. 4).Интегрированность целей развития школы: цели отдельных нововведений согласованы с общей целью и между собой. 5).Реалистичность планов: степень обоснованности утверждений об обеспеченности тех или иных направлений инновационной деятельности необходимыми ресурсами. 6).Заинтересованность педколлектива школы в освоении нового. 7).Контролируемость инновационных процессов в школе.
Рефлексивное управлениеРефлексивное управление выступает в них во взаимосвязи с такими факторами влияния на развитие личности, при которых осознается смысл действий, потребность в целенаправленной преобразующей деятельности, ибо глубокое самосознание приводит к самоопределению, самовыражению, самоутверждению, самореализации, саморегуляции.
В.С. Лазарев «о развивающихся педагогических системах»«В школьном образовании не произойдут качественные изменения, если работающие в нем люди не будут адекватно понимать его нынешнее состояние и пути перехода в новое, а также не воспримут перемены как свой личный интерес».
«Чтобы школа обновлялась, в ней должны утверждаться новые педагогические системы и технологии. Они не возникнут мгновенно, их нужно осваивать, а значит - взращивать новую практику образования. Принципиально новые педагогические модели не будут эффективно осваиваться, если в школах не сложится особая культура инновационной деятельности».
«Субъект развития школы - ее педагогический коллектив. Инновационная деятельность потенциально станет тем успешней, чем большая часть педагогического коллектива будет вовлечена в выявление и решение ее проблем. И обратно, участие в инновационной деятельности - это важнейшая форма развития педагогического коллектива школы».
Школа развивается, если функционируют следующие элементы:чувствительность к объективным потребностям изменений, т.е. способности своевременно выявлять проблемы;чувствительность к возможностям развития;внедренческий потенциал, понимаемый как способность эффективно использовать выявленные возможности для улучшения образовательной системы школы.
модель "ПРОГНОС-школа" (программированное развитие, оптимизирующее генерацию новшеств в образовательной системе)Развитие школы - процесс качественных изменений в ценностных ориентациях, целях, условиях, содержании, средствах и методах, формах организации учебно-воспитательного, управленческого и др. процессов, социально-психологической структуре школы, благодаря которым она приобретает способность достигать более высоких, чем прежде, результатов образования.
Функции:1) проблемно-ориентированный анализ педагогической системы школы, выявление ее недостатков и оценка их значимости;2) поиск и оценка возможностей устранения выявленных недостатков педагогической системы (решения актуальных проблем);3) проектирование желаемой педагогической системы;4) стратегическое планирование изменений;5) операциональное планирование изменений;6) построение организационной структуры реализации изменений;7) мотивация участия педагогов в инновационной работе;8) осуществление изменений;9) контроль и корректировка процесса изменений;10) оценка результатов изменений.
Инновационная система - это совокупность особым образом связанных между собой идей изменений человеческих, материально-технических, информационных, нормативно-правовых и других компонентов входа, процессов целенаправленных изменений в педагогической системе школы, а также результатов этих изменений.