Презентация к уроку МХК 10 класс на тему Архитектурный облик Древней Руси
Архитектурный облик Древней Руси
Архитектура Древней РусиДеревянная архитектура, которая восходит к Руси языческойКаменная архитектура, которая связана с Русью христианскойАрхитектура и декор византийского крестово-купольного храма были заимствованы Древней Русью после её Крещения в 988г.
Деревянная архитектурамногоярусность строенийувенчивание башенками и теремаминаличие разного рода пристроек – клетей, переходов, сенейукрашение художественной резьбой
Каменная архитектураСооружение церквей по образу и подобию крестово – купольного храма византийцев (квадрат, расчлененный четырьмя столбами, составляет его основу; примыкающие к подкупальному пространству прямоугольные ячейки образуют крест).Первая церковь, заложенная в Киеве в 989г., в народе называлась Десятинной, т.к. князь Владимир сам отдавал десятую часть своих доходов на ее содержание и велел всем верующим делать то же самое. При ней была собрана богатейшая библиотека, монахи работали над составлением летописания и жития святых. Церковь простояла два века и была разрушена монголо-татарскими завоевателями.Храм Успения Богородицы (Десятинная церковь). 986–996 гг. Киев.
ЗакомараПолукруглое или килевидное завершение наружного участка стены, воспроизводящее своими очертаниями прилегающий к ней внутренний цилиндрический свод.
Символ цвета куполовЗолотые — символ небесной славы (главные храмы и храмы, посвященных Христу и двунадесятым праздникам.Синие со звездами венчают храмы, посвященные Богородице, потому что звезда напоминает о рождении Христа от Девы Марии.•Зеленые - зеленый — цвет Святого Духа (Троицкие храмы )•Зелеными или серебряными -храмы, посвященные святым, часто увенчаны.• Чёрные – цвет монашества (в монастырях)
Софийский собор – сочетание славянских и византийских традиций.Это пятинефный крестово-купольный храм. Стены собора выложены красным кирпичом и серым гранитным камнем – плинфой, чередующимися с розовой цемянкой – раствором извести, песка и толченого кирпича. Сочетание серого и красного цветов с розоватым оттенком придавало зданию особую нарядность. Первоначально храм венчали 13 куполов. Число глав (куполов) в древнерусской архитектуре имело глубокий символический смысл.
Одиннадцатый век - век Трех СофийСофийский собор в Новгороде (XI в.)Софийский собор в Полоцке (XI в.)Появление трех однотипных в своей основе Софийских соборов подчеркивало политическое и культурное единство Руси, духовную связь с Византией.
Распад Киевской РусиВ XII-XIII вв. Русь распадается на отдельные княжества, которые постоянно враждуют между собой.Как вы думаете, повлияет ли постоянная вражда между княжествами на развитие архитектуры того времени? Каким образом?
Школы каменного зодчества XII-XIII вв. Владимиро – суздальская школаНовгородская школа
Церковь Покрова-на-Нерли (Владимиро-суздальская школа)1165г. заказал Князь Андрей Боголюбский.Обетный храм, посвящен памяти сына ИзяславаПо размеру этот храм небольшой, он строился как домовая церковь княжеской семьи. Снаружи его стены украшены уникальной белокаменной резьбой.
Храм Покрова на НерлиСобор можно сравнить с книгой, составленной более чем из 1000 резных камней, в которых прочитаны лишь отдельные слова. На фасадах изображены ангелы, люди, звери, птицы, деревья, травы. Особенно часто изображены львы, волки, грифоны. Есть изображения Геракла, Всеволода Большое Гнездо с сыновьями и еще множества людей. Исследователи отмечают, что в декоре собора угадывается идея Небесного града. Храм посвящён Дмитрию Солунскому, духовному покровителю Всеволода Большое Гнездо.
Каменные рельефы Церкви Покрова на Нерли«каменное слово в похвалу князю»Маска - символ Девы МарииЛев - символ побеждённого злаЦаря Давида (псалмопевец) - символ князя Андрея Боголюбского – единения народа
Церковь Спаса Преображения на Ильине (Новгородская школа)Храм был построен жителями Ильинской улицы — главной в Славенском конце Новгорода в 1374г. Храм обладает выраженной высотностью, а форма кровли придаёт ему динамичность.Наружный декор отличается редким богатством. Фасады украшены многочисленными крестами: рельефно выложенными или каменными резными.
Пояс на барабане из квадратов и треугольниковКрест – символ поминовения усопшихВсемирную известность храму принесли росписи знаменитого Феофана Грека.
ВыводыСтроительство крестово-купольных соборов обусловлено тем, что христианство пришло к нам из Византии, построение храмов осуществлялось на основе схем Византийских конструкций.К 12 веку складываются архитектурные школы: киевская, новгородская и владимиро-суздальская.Древнерусское зодчество при наличии большой монументальности характеризуется чрезвычайной пластичностью форм, ощущением спокойствия и незыблемости.Служили убежищем при нападении врагов.
Домашнее задание: заполнить сравнительную таблицу архитектурных школ Руси XII-XIII вв. {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}№ОсобенностиВладимиро-суздальская школаНовгородская школа1Сравнение по высоте2Материал2Барабан3Расположение глав4Декор фасада5Окна6Пилястры7Купола8Связь с ландшафтом