Презентация по информатике на тему Информатика в играх и задачах
Информатика в играх и задачах Информационные технологии занимают лидирующее положение на международном рынке труда. Но если навыки работы с конкретной техникой можно приобрести непосредственно на рабочем месте, то мышление следует развивать в определенные природные сроки. Опоздание с развитиеммышления – это опоздание навсегда. Поэтому при подготовке детей к жизни в современном информационном обществе в первую очередь необходимо развивать логическое мышление, способность к анализу и синтезу. Можно выделить два аспекта изучения информатики: Общеобразова-тельный: информатика рассматривается как средство развития логического мышления, умений анализировать, выявлять сущности и отношения, описывать планы действий и делать логические выводы Технологичес-кий: информатика рассматривается как средство формирования образовательного потенциала, позволяющего развивать наиболее передовые на сегодня технологии - информационные Пояснительная записка В курсе «Информатика в играх и задачах» компьютер не используется и для преподавания по курсу технологические знания не нужны. Компьютер в курсе присутствует неявно – в виде правил составления описаний предметов (объектов), их поведения и логических рассуждений о них, в виде требований к строгости и логической аккуратности составления описаний.В отличие от других учебных предметов, изучающих конкретные модели (математические, физические и т.д.), на уроках информатики дети изучают сам процесс самостоятельного создания моделей, т.е. составления описаний. В информатике важно именно умение создавать модели, потому что модель зависит не только от моделируемого объекта, но и от целей её создания. Это происходит потому, что в модель включаются не все сведения об объекте, а только те, которые важны для целей моделирования. Так, например, модели пианино для директора магазина, для грузчика, для музыканта разные, потому что для каждого из них в этом предмете важны разные аспекты. Все возможные цели моделирования предусмотреть невозможно, поэтому следует учить процессу построения моделей.Информатика как наука о построении информационно-логических моделей имеет особое значение для общего образования по двум причинам:- Умение строить строгие логические описания и описывать сложные явления, выделяя самое существенное, играет важную роль в формировании единой картины мира;- Возможность рассмотрения в качестве объектов моделирования других учебных предметов показывает высокий потенциал межпредметных связей информатики; на практике дети часто сами применяют полученные на уроках информатики знания и умения на других уроках. Изучение курса «Информатика в играх и задачах» может проходить в любой школе, так как компьютеры для этого не требуются. Более того, детально описанные поурочные планы ориентированны на преподавание курса учителями начальных классов, что с успехом и происходит на практике. Рассматривая в качестве одной из целей этого направления обучения развитие логического мышления, следует помнить: психологи утверждают, что основные логические структуры мышления формируются в возрасте 5-6 лет и что запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенным. Следовательно, обучать детей в этом направлении целесообразно с начальной школы. ЦЕЛИ и ЗАДАЧИ курса: Главная целькурса – дать ученикам фундаментальные знания в областях, связанных с информатикой. Основная задача курса –научить проведению анализа действительности для построения информационно-логических моделей и их изображения с помощью какого-либо системно-информационного языка. Цели изучения основ информатики в начальной школе: Развитие у школьников устойчивых навыков решения задачприменение формальной логики (построение выводов)алгоритмический подход (умение планировать последовательность действий)системный подход (рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей)объектно-ориентированный подход (умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием 2. Расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинированными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией.3. Создание у учеников навыков решения логических задач и ознакомление с общими приёмами решения задач: поиск закономерностей, рассуждение по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др. Программа 1 класса (30 ч) План действий и его описание (10 ч)Последовательность действий.Последовательность состояний в природе.Выполнение последовательности действий.Составление линейных планов действий.Поиск ошибок в последовательности действий. Отличительные признаки и составные части предметов (10 ч) Выделение признаков предметов.Узнавание предметов по заданным признакам.Сравнивание двух и более предметов.Разбиение предметов на группы по заданным признакам. Логические рассуждения (10 ч) Истинность и ложность высказывания.Логические рассуждения и выводы.Поиск путей на простейших графах, подсчет вариантов.Высказывания и множества.Построение отрицания простых высказываний. К концу 1 класса обучающиеся должны уметь: находить лишний предмет в группе однородных;давать название группе однородных предметов;находить предметы с одинаковым значением признака (цвет, форма, размер, число элементов и т.д.);находить закономерности в расположении фигур по значению одного признака;называть последовательность простых знакомых действий;находить пропущенное действие в знакомой последовательности;распознавать заведомо ложные фразы;называть противоположные по смыслу слова. Программа 2 класса (34 ч) План действий и его описание (11 ч)Последовательность действий.Последовательность состояний в природе.Выполнение последовательности действий.Составление линейных планов действий.Поиск ошибок в последовательности действий.Знакомство со способами записи алгоритмов.Знакомство с ветвлениями в алгоритмах. Отличительные признаки и составные части предметов (11 ч) Выделение признаков предметов, узнавание предметов по заданным признакам.Сравнение двух и более предметов.Разбиение предметов на группы по заданным признакам.Составные части предметов. Логические рассуждения (12 ч) Истинность и ложность высказываний.Логические рассуждения и выводы. Поиск путей на простейших графах, подсчет вариантов.Высказывания и множества.Вложенные множества.Построение отрицания высказываний. К концу 2 класса обучающиеся должны уметь: предлагать несколько вариантов лишнего предмета в группе однородных;выделять группы однородных предметов среди разнородных и давать названия этим группам;разбивать предложенное множество фигур (рисунков) на два подмножества по значениям разных признаков;находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков;приводить примеры последовательности действий в быту, сказках;точно выполнять действия под диктовку учителя;отличать высказывания от других предложений, приводить примеры высказываний;распознавать истинные и ложные высказывания. ПРОГРАММА 3 класса (34 ч) АЛГОРИТМ – 9 часовАлгоритмСхема алгоритмаАлгоритмы с ветвлениемЦикл в алгоритмеАлгоритм с ветвлениями и цикламиПоиск ошибок в алгоритмеВыполнение алгоритмаКонтрольная работа: «Алгоритмы»Алгоритмы. Обобщение и систематизация знаний Объект – 8 часов Состав и действие объектаГруппа объектов. Общее названиеОбщие свойства объектов одного класса. Выделение объекта из классаСобственное имя объекта. Отличительные признаки объектовОбщие и отличительные признаки, классификация объектовЗначения отличительных признаков у разных объектов в группеКонтрольная работа: «Группы объектов»Обобщение и систематизация знаний Логические рассуждения – 10 часов Множество. Число элементов множествОтношения между множествамиЛогические операции. Пересечение множествИстинность высказывания. Отрицание Истинность составного высказыванияГраф. Построение графовОриентированный графМножество, отношения на множестве, отрицание, логические операции. ГрафыКонтрольная работа: «Множество»Обобщение и систематизация знаний Модели в информатике – 7 часов АналогияЗакономерностьАналогичная закономерностьРешение задач по аналогии Решение задач на закономерностиКонтрольная работа: «Модели»Игры. Анализ игры с выигрышной стратегией К концу 3 класса обучающиеся должны уметь: находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса;называть общие признаки предметов из одного класса и значения признаков у разных предметов из этого класса;понимать построенную запись алгоритмов и запись с помощью блок-схем;выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии;выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию;находить на рисунке область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области. Программа 4 класса (34 ч) Алгоритмы - (9 ч)Вложенные алгоритмы.Алгоритмы с параметрами.Циклы: повторение указанное число раз, до выполнения заданного условия ( для перечисленных параметров). Объекты – (8 ч) Составные объекты. Отношение состоит из.Схема (дерево) состава. Адреса объектов.Адреса компонент составных объектов.Связь между составом сложного объекта и адресами его компонента.Относительные адреса в составных объектах. Логические рассуждения (10 ч) Связь операций над множествами и логических операций.Пути в графах, удовлетворяющие заданным критериям.Правила вывода «если …, то …».Цепочки правил вывода.Простейшие и – или –графы. Модели в информатике (7 ч) Приемы фантазирования (прием «наоборот», «необычные значения признаков», «необычный состав объекта»).Связь изменения объектов и их функционального назначения.Применение изучаемых приемов фантазирования к материалам разделов 1 – 3 (к алгоритмам, объектам и др.). К концу 4 класса обучающиеся должны уметь: Определять составные части предметов, а также состав этих составных частей и т.д.;Описывать местонахождение предмета, перечисляя объекты, в состав которых он входит (по аналогии с почтовым адресом);Заполнять таблицу признаков для предметов из одного класса; в каждой клетке таблицы записывается значение одного из нескольких признаков у одного из нескольких предметов;Выполнять алгоритмы с ветвлениями, с повторами, с параметрами, обратные заданному;Изображать множества с разным взаимным расположением;Записывать выводы в виде правил «если …, то …»;По заданной ситуации составлять короткие цепочки правил «если …, то …». СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ