Презентация по работе ШМОКР: Как правильно подготовить и провести кл. час
Методические рекомендации для классных руководителей: «Классный час. Как правильно подготовить и провести классный час»Рук. ШМО кл. рук.: Бирюкова Н.Н.
Тема: «Классный час. Как правильно подготовить и провести классный час»
Определение понятияКлассный час – гибкая по составу и структуре форма массовой воспитательной работы, представляющая собой специально организуемое во внеурочное время общение классного руководителя с учащимися класса с целью содействия формированию, развитию классного коллектива и самоактуализации участников образовательного взаимодействия.
Сравнительная характеристика традиционного и личностно ориентированного классного часа (по Е.Н.Степанову)Основные компоненты классного часа Традиционный классный час Личностно ориентированный классный час Целевой Направленность на усвоение учащимися принятых в обществе ценностей, норм отношений и образцов поведения, т.е. на формирование в личности ребенка социально типичного Целевые установки связаны прежде всего с развитием индивидуальности и субъектности ребенка, проектированием и становлением уникального образа его жизнедеятельности
Сравнительная характеристика традиционного и личностно ориентированного классного часаОсновные компоненты классного часа Традиционный классный час Личностно-ориентированный классный час Содержательный Содержание классного часа составляет социально одобряемый опыт построения деятельности, общения и отношений. Оно регламентируется нормативно-программными документами. Субъектом определения темы и содержания классного часа является педагог, и лишь в редких случаях субъектную роль выполняют члены ученического самоуправления Содержание классного часа является личностно значимым. Оно включает материал, необходимый для самостроительства, самореализации и самоутверждения личности ребенка. В определении темы и содержания классного часа наряду с педагогом субъектными полномочиями обладает большинство учащихся
Организационно-деятельностный Главным и часто единственным организатором совместной деятельности и общения выступает классный руководитель. Взаимодействие участников классного часа строится на основе монолога, фронтальных и групповых форм работы, субъектно-объектных отношений между педагогом и другими членами классного сообщества. Совместная деятельность, как правило, жестко регламентируется и осуществляется в строгом соответствии с разработанным учителем планом классного часа Учащиеся являются полноправными организаторами классного часа, происходящей на нем совместной деятельности. Акцент делается на активном и заинтересованном участии каждого ребенка, актуализации его жизненного опыта, проявлении и развитии его индивидуальности. Педагог заботится о создании для детей и взрослых ситуаций выбора и успеха. Преобладают субъект-субъектные отношения, диалоговые и полилоговые формы общения Сравнительная характеристика традиционного и личностно ориентированного классного часа
Сравнительная характеристика традиционного и личностно ориентированного классного часаОценочно-аналитический При анализе и оценке эффективности классного часа внимание обращается на объем, новизну и духовную ценность передаваемой детям информации, культуру и оригинальность ее изложения, качество ее усвоения учащимися В качестве критериев оценки результативности классного часа выступают проявление и обогащение жизненного опыта ребенка, индивидуально-личностное значение усваиваемой информации, влияние на развитие индивидуальности и творческих способностей учащихся, комфортность и активность их участия в классном часе
Подготовка и проведение классного часа (по Е.Н.Степанову)Составление педагогом совместно с учащимися и их родителями тематики классных часов на учебный год;Уточнение темы личностно-ориентированного классного часа и генерирование идей по подготовке и проведению;Выбор цели, содержания, формы и места проведения классного часа, формирование сообщества его организаторов;
Подготовка и проведение классного часа (по Е.Н.Степанову)Индивидуальная и групповая деятельность по подготовке классного часа;Составление учителем совместно с другими организаторами сценарного плана классного часа;Проведение классного часа;Анализ и оценка результативности классного часа и совместной работы по его подготовке и проведению.
Алгоритм подготовки и проведения классного часаОпределение целей и задач.Выбор формы воспитательной работы, определение жанра и название мероприятия.Создание психологического настроя.Предварительная подготовка.
Алгоритм проведения и подготовки классного часа:Проведение самого мероприятия.Педагогический анализ, совершаемый на двух уровнях:обсуждение вместе с учащимися успешности (неуспешности) предметного результата, проектирование более продуктивной деятельности в будущем;собственно педагогический анализ, осуществляемый взрослыми участниками, - анализ воспитательного результата.
Направления:гражданско-патриотическое воспитание;нравственное воспитание;правовое воспитание;физическое и умственное развитие личности.
Основные принципы деятельности:Принцип взаимосвязи сознания и деятельности;Принцип личностно-ориентированного подхода;Принцип вариативности предполагает гибкое следование программе воспитательной работы и корректировку содержания работы с учащимися в зависимости от актуальности тех или иных проблем, вопросов, мероприятий, дел, акций.Принцип продуктивности - получение классным руководителем реального и практического продукта, имеющего ценность для формирования личности ребенка.
Дискуссионные формы проведения классного часа:диспут;дискуссия;конференция;круглый стол;гостиная;салон;лекторий.
Мероприятия состязательного характера:конкурс;викторина;клуб веселых и находчивых;смотр;презентация;турнир.
Творческие формы классных часов:праздник;фестиваль;выставка;устный журнал;концерт;Спектакль.
Игровые формы классных часов:ролевые игры;интеллектуальные игры.
Мероприятия по психологическому просвещению:тренинг
Формы работы с учащимися вне школы:экскурсия
Оценка качества проведения классного часа: проявление и обогащение жизненного опыта ребенка; индивидуально-личностное значение усваиваемой информации;влияние на развитие индивидуальности и творческих способностей учащихся; комфортность и активность их участия в классном часе
Литература:Личностно-ориентированный подход в работе педагога: Разработка и использование / Под ред. Е. Н. Степанова. – М.: ТЦ Сфера, 2004. - 128с. Степанов Е.Н. Личностно-ориентированный классный час: Особенности содержания и организации // Классный руководитель. – 2006. - №2. http://www.menobr.ru/materials/47/28751/