Презентация на тему Структура урока, содержание урока, организационное обеспечение урока физической культуры.
Урок – основная форма работы по физическому воспитанию в школеСтруктура урока. Содержание урока. Организационное обеспечение урока.
Структура урокаСтруктура (построение) занятий физическими упражнениями в значительной степени определяется приспособительными (адаптационными) реакциями организма человека на выполняемую нагрузку.Особенности интенсивной двигательной деятельности требуют подготовительной работы, позволяющей постепенно повышать нагрузку и способствовать врабатываемости организма.Структура урока зависит от физиологического состояния организма при занятиях физическими упражнениями.По наблюдениям физиологов труда, при выполнении физической нагрузки работоспособность человека проходит 4 фазы:
1. Первая фаза предстартового и стартового состояния - Первая способствует созданию оптимальной возбудимости центральной нервной системы и двигательного аппарата, повышению обмена веществ и температуры тела, деятельности органов кровообращения и дыхания. Вторая часть направлена на подготовку тех образований и звеньев двигательного аппарата, которые ответственны непосредственно за выполнение предстоящей деятельности.2. Вторая фаза врабатывание - это постепенное повышение работоспособности, обусловленное усилением деятельности физиологических систем организма, своего рода оперативная адаптация его в процессе самой работы на высоком уровне деятельности. Чем быстрее протекает процесс врабатывания, тем выше производительность выполнения работы.
3. Состояние организма после врабатывания называют фазой относительной стабилизации работоспособности или устойчивым. Как правило, оно наблюдается после выполнения работы длительностью не менее 4-6 мин, когда потребление кислорода стабилизируется, деятельность различных органов и систем устанавливается на относительно постоянном уровне. Работа при устойчивом состоянии связана с большим напряжением функций и не может продолжаться более 20-30 мин.4. Напряженная мышечная деятельность не может продолжаться долго. Уже через несколько минут, а при работе максимальной мощности с первых секунд деятельности, в организме наступают сдвиги, вынуждающие либо снизить мощность работы, либо прекратить ее вообще. Когда несоответствие деятельности функциональных систем выражено менее резко, его можно преодолеть и восстановить физическую работоспособность. Такая фаза называется - временное снижение работоспособности.
Одной из закономерностей построения любой формы организации занятий в физическом воспитании и спорте является обязательное решение четырех структурных задач.Такими структурными задачами являются:организация занимающихся;подготовка организма занимающихся к предстоящей работе;решение основных задач занятия;подготовка к переключению на другую деятельность и организованное завершение работы.Соответствие структурных задач фазам изменения физической работоспособности определяет построение занятия в процессе физического воспитания.Таким образом, в каждом занятии физическими упражнениями выделяют три части: подготовительную, основную и заключительную.
Урок принято делить на 3 части: подготовительную; основную; заключительную. Подготовительная часть урока В этой части урока решаются следующие задачи: Подготовка центральной нервной системы и вегетативных функции. Восстановление индивидуально возможной подвижности (гибкости). Подготовка двигательного аппарата к действиям, требующим от занимающихся значительных мышечных усилий. С этой целью применяются физические упражнения различной интенсивности - строевые упражнения, разновидности передвижений (различные виды ходьбы, бега, подскоков), общеразвивающие упражнения (ОРУ) без предметов, с предметами и отягощениями, специально беговые или специально игровые упражнения.
Как правило, подготовительная часть начинается со строевых упражнений, позволяющих организовать и настроить занимающихся на урок.Затем следуют разновидности ходьбы, бега, прыжков. Далее следует комплекс ОРУ, в котором рекомендуются следующие упражнения и последовательность их выполнения: Потягивания с выпрямлением и прогибанием тела. Круговые движения руками. Приседания. Наклоны туловища вперед, назад, в сторону и круговые движения. Наклоны и круговые движения головой. Упор лежа и отжимание в упоре лежа. Поднимание ног в положении сидя и лежа (или туловища при закрепленных ногах). Махи ногами вперед, назад и в сторону. Прыжки (подскоки) многократные. Ходьба и бег на месте. По ходу выполнения комплекса амплитуда и темп упражнений нарастают. За комплексом ОРУ следуют специально беговые или специально игровые упражнения.
Основная часть урокаВ основной части решаются следующие задачи:специальная функциональная подготовка;сообщение учащимся и усвоение ими знаний в области физической культуры;формирование двигательных умений и навыков;формирование умения применять двигательные навыки в новой меняющейся обстановке;развитие физических качеств.В одном уроке могут быть объединены 2–3 задачи. С р е д с т в а м и решения этих задач являются: специальные, специально-подготовительные и подводящие физические упражнения, а также направленные на преимущественное развитие физических качеств.
Заключительная часть Она направлена на то, чтобы: Содействовать более быстрому восстановлению организма после нагрузки в основной части. Здесь рекомендуется выполнять упражнения на расслабление, растягивание, массаж. Особенно полезны для ускорения процессов восстановления упражнения на гибкость (растяжки). Подвести итоги работы на уроке. Преподаватель должен дать оценку действиям занимающихся. Проинформировать о предстоящих занятиях.
Содержание урока
Принято различать следующее содержание уроков:Планируемое – то, которое учитель запланировал для решения задач урока;Реально сложившееся – то, которое сложится на уроке фактически.Чем ближе планируемое и реально сложившиеся содержание уроков, тем выше профессионализм учителя.
Обеспечение максимальной занятости занимающихся в уроке.Обеспечение оптимальных условий для постоянного контроля и регулирования физической нагрузки занимающихся.Расположение отделений и групп в зале или на площадке так, чтобы держать весь класс в поле зрения.Использование возможно большего количества инвентаря, снарядов, оборудования, оптимальных смен мест занятий.Качество урока во многом определяется тем, как педагог решает организационные задачи:
Организационное обеспечение урока
Методы организации учащихся на урокеФронтальный метод – организация работы всех учащихся одновременно и в одном направлении. Положительные стороны:Высокая плотность урока;Возможность объяснения, задания и методических указаний для всех учащихся.Отрицательные стороны:Страдает качество обучения, так как учитель не может видеть всех учащихся;Невозможность исправить ошибки и работать индивидуально.Используется во всех частях урока, но чаще всего в подготовительной и заключительной частях урока.
Групповой метод – организация работы отдельных групп учащихся. Каждая группа получает свое задание для работы и работает на своем месте. Возможно назначение старшего группы.Положительные стороны: - Повышение качества усвоения двигательных действий; - Возможность учителя осуществить страховку и проводку при первоначальных выполнениях упражнений, указать на ошибки индивидуально каждому ученику; - Получение учениками организационных умений и навыков при руководстве группой.Отрицательные стороны: - Снижение плотности урока; - Учитель не всегда может контролировать работу всех групп.Используется чаще всего в основной части урока.
Круговой метод – организация работы учащихся поочерёдно или группами на станциях, последовательно расположенных друг за другом в спортивном зале или школьной плащадке.Положительные стороны: - Высокая плотность урока; - Возможность совершенствовать разученные ранее двигательные действия; - Хороший способ воспитания физических качеств.Отрицательные стороны: - Учитель не может контролировать выполнение заданий всех учеников; - Необходимо тщательно подбирать и дозировать задания, для одновременного начала и окончания работы на каждой станции.Используется в основной части урока.
Индивидуальный метод – организация работы со всеми учениками или группой учащихся, для которых дается одно задание, но время выполнения выбирается индивидуально каждым учеником. Возможна работа всеми учениками одновременно, но каждый работает над исправлением своих ошибок или выполняет индивидуальное задание учителя.Более ценными являются задания, требующие от занимающихся самостоятельной разработки и творческого выполнения плана.Руководящая деятельность педагога при организации индивидуальной работы занимающихся значительно усложняется. Требуется тщательная разработка занятий, своевременный контроль и оценка действий, корректность.
Домашнее задание:Студент должен знать:Знать структуру урока и уметь обосновать деление урока на части;Знать содержание урока, и каким оно бывает;Знать особенности проведения каждой части урока;Знать характеристики методов организации учащихся на уроке.Рабочая тетрадь:Физиологические фазы работоспособности организма человека.Структура урока: основные задачи и средства каждой части урока.Схема «Содержание урока».Схема «Организационное обеспечение урока».5. Характеристика методов организации учащихся на уроке.