Презентация на тему Использование приёмов технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках географии


Использование приемов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» на уроках географииУчитель географии МБОУ «Мстерская СОШ Вязниковского района» Гусева Е.Н. РКМЧП – это название программы «Развитие критического мышления через чтение и письмо». Разработали программу педагоги из США Джинни Стил и Курт Мередит. Критическое мышление – это процесс соотнесения внешней информации с имеющимися у человека знаниями, выработка решений о том, что можно принять, что необходимо дополнить, а что отвергнуть. Критическое мышление учит активно действовать и помогает понять, как надо поступать в соответствии с полученной информацией. Цели технологии РКМЧПФормирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность. Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, коммуникативность, мобильность, самостоятельность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.Развитие аналитического мышления.Формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения.Стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации. Стадии технологии РКМЧП{5940675A-B579-460E-94D1-54222C63F5DA}Стадия(фаза)ФункцияВызовМотивационная (пробуждение интереса к теме)Информационная (вызов имеющихся знаний)Коммуникационная (обмен мнениями)Осмысление содержанияИнформационная (получение новой информации)Систематизационная (классификация полученной информации)Мотивационная (сохранение интереса к теме)РефлексияКоммуникационная (обмен мнениями о новой информации)Информационная (приобретение нового знания)Оценочная (оценка процесса) Организация урокаВ основе организации учебного процесса - работа учащихся в динамических парах и группах.Тексту отводится приоритетная роль: его читают, пересказывают, анализируют, трансформируют, интерпретируют, дискутируют, наконец, сочиняют.Учащемуся надо освоить свой текст, выработать собственное мнение, выразить себя ясно, доказательно, уверенно. Роль учителя – в основном координирующая.Популярным методом демонстрации процесса мышления является графическая организация материала (модели, рисунки, схемы и т.п.). Приемы технологии РКМЧП на уроках географииКластеры – выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление. Тема: «Состав топливно-энергетического комплекса», 9 классСостав ТЭКЭлектроэнергетикаТопливная промышленностьНефтянаяГазоваяУгольнаяТорфянаяТЭСГЭСАЭСИспользование нетрадиционных видов энергии «Корзина идей, понятий, имен…» - учащиеся выписывают слова и выражения, связанные, по их мнению, с предложенной темой. Прием может использоваться для составления кластера или при подготовке к контрольно-обобщающему уроку. «Чтение с пометками INSERT» – учащиеся знакомятся с текстом делая пометки на полях текста: v – было известно учащимся ранее + - новая информация ? – информация не вполне понятна «Знаю – хочу узнать – узнал» - это работа с таблицей. Тема: «Природные зоны России» ,8 класс {5940675A-B579-460E-94D1-54222C63F5DA}ЗнаюХочу узнатьУзналШиротная зональностьПриродные зоны ЕвразииВысотная поясностьПриродные зоны России: их географическое положение, природные особенностиПриродные зоны России: арктическая пустыня, тундра и лесотундра, лесная зона, лесостепь, степь, полупустыни и пустыни Таблица «Толстых» и «Тонких» вопросов Тема: «Русская равнина» 8 класс{5940675A-B579-460E-94D1-54222C63F5DA}«Тонкие» вопросы«Толстые» вопросыГде расположена Русская равнина? Какие реки протекают по территории Русской равнины?Что такое «бараньи лбы»?С чем связано широкое распространение болот и озер на северо-западе Русской равнины?Как влияют внешние силы на современный рельеф равнины? Взаимоопрос – работа в парах по заданной теме.Синквейн – краткое выражение учебного материала: Существительное (ключевое слово) УралДва прилагательных (характеризующие данное понятие) Горный, богатыйТри глагола (действие понятия) Разделяет, добывает, разрушаетсяФраза из нескольких слов Опорный край державы, её добытчик и кузнецСлово – резюме Каменный пояс Концептуальная таблица Тема: «Своеобразие природы Урала», 8 кл.Учебный «мозговой штурм» - работа в группах по плану: создание банка идей, анализ идей, обработка результатов{5940675A-B579-460E-94D1-54222C63F5DA}Приполярный УралЛинии сравненияЮжный УралГеограф. положениеВысочайшие вершиныПолезные ископаемыеКлиматВысотная поясность Результаты применения приемов технологии РКМЧП: Овладение навыками поиска , анализа информацииУмение формулировать корректные вопросыСамостоятельность учащихся в изучении предметаИнтерес к творческой деятельности ЛитератураС.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская Развитие критического мышления на уроке.-М., 2011.А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская и др. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли/А.Г. Асмолов.-М., 2011