Презентация по логопедии на тему:Технология использования пайеток на уроках логопедии по коррекции оптической дисграфии у младших школьников с ОВЗ
Технология использования пайеток на уроках логопедии для коррекции оптической дисграфии у младших школьников с ОВЗ.
Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи у детей с ОВЗ в настоящее время является одной из самых актуальных задач логопедии. С каждым годом в школе увеличивается количество детей с различными видами нарушений письменной речи. Исходя из механизмов каждого вида дисграфии, авторы посвящавшие свои исследования данной области логопедии (Р.И. Лалаева, В.А.Ковшиков, И.Н. Садовникова, И.Н. Ефименкова,Г.Г. Мисаренко, А.Н. Корнев и др.) предлагают различные методики коррекционной работы.
Письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нём принимают участие различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительный, общедвигательный. Между ними в процессе письме устанавливается тесная связь и взаимообусловленность. И если один из анализаторов развит недостаточно весь процесс письма сбивается. Исходя из механизмов дефекта, выделяют несколько видов дисграфии. Рассмотрим более подробно оптическую форму дисграфии.
Оптическая дисграфия связана с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа и синтеза, пространственных представлений и проявляется в заменах, искажениях и зеркальном написании букв на письме. Исследователи проблемы нарушений письменной речи выделяют различные проявления оптической дисграфии и виды специфических ошибок.
По мнению О.А.Токаревой, оптическая дисграфия обусловлена неустойчивостью зрительных впечатлений и представлений. Отдельные буквы не узнаются, не соотносятся с определенными звуками и в различные моменты воспринимаются по-разному. Вследствие неточности зрительного восприятия буквы смешиваются на письме. Наиболее часто наблюдаются смешения следующих рукописных букв: п-н, п-и, у-и, ц-щ, ш-и, м-л,б-д,п-т,н-к.
М.Е. Хватцев считает, что оптическая дисграфия вызывается несформированностью или нарушением в формировании оптических речевых систем в головном мозге. Вследствие чего нарушается формирование зрительного образа букв, слов, и человек не различает сходные графические символы: п-н, п-и, с-о, и-ш, л-м.
Чаще всего заменяются графически сходные рукописные буквы: -состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве (б-д, т-ш); -включающие одинаковые элементы, но отличающиеся дополнительными элементами (и-ш, п-т, х-ж, л-м);зеркальное написание букв (с -, э - ; пропуски элементов, особенно при соединении букв, включающих одинаковый элемент (ау - “а”), лишние (ш - ии”) и неправильно расположенные элементы (х - “сс”, т - “ш”).
Динамика коррекции нарушения при оптической дисграфии во многом зависит от своевременности начала занятий по ее устранению и профилактике. Эффективность работы также напрямую связана с правильно подобранным программно-методическим комплексом и систематичностью проведения занятий, целесообразностью используемых методик, направленных на формирование пространственно-временных представлений, развитие речезрительных функций и графомоторных навыков. Наиболее быстрых положительных результатов можно достигнуть при постоянном взаимодействии учителя начальных классов, логопеда и родителей.
При оптической форме дисграфии у детей наблюдается несформированность многих психических функций: зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений, слухо- произносительной дифференциации звуков речи, фонематического, слогового анализа и синтеза, деления предложений на слова, лексико-грамматического строя речи, расстройства памяти, внимания, эмоционально-волевой сферы. При логопедическом обследовании было выявлено что тонкая моторика у них характеризуется недостаточностью и неполным объёмом, трудностями переключения с одного движения на другое.
Обследование пространственного восприятия схемы тела, зеркальное конструирование, недиффиренцированное восприятие сходных изображений. А также наблюдается нарушение зрительного восприятия, анализа и синтеза, неточность представлений о форме и цвете, величине предмета, недоразвитие памяти, пространственного анализа, несформированность оптического образа букв. Нарушение письма у детей носит системный характер, поэтому коррекционная работа направлена на речевую систему в целом, а не только на устранение изолированного дефекта.
При устранении специфических нарушений письменной речи у ребнка необходимо: -уточнить и расширить объём зрительной памяти;- формировать и развивать зрительное восприятие и представления;-Развивать зрительный анализ и синтез;-развивать зрительно-моторную координацию;-формировать речевые средства отражающие зрительно-пространственные отношения;-учить дифференциации смешиваемых по оптическим признакам букв.
Традиционно различные авторы предлагают детям: -ощупывать, вырезать, лепить буквы из пластелина, обводить по контуру, писать в воздухе, определять сходство и различие оптически сходных букв (Р.И.Лалаева)- конструировать и реконструировать буквы из элементов ( Ковшиков В.А)-ряд упражнений по развитию зрительного, зрительно-пространственного восприятия, памяти и анализа на предметах и геометрических фигурах.
Я предлагаю вам приём использования пайеток на уроках логопедии по коррекции письменной речи у детей с ОВЗ. Пришла я к использованию этой формы работы совершенно случайно. Однажды занимаясь вышивкой, я подумала о возможности применения ярких красочных пайеток для повышения мотивации у детей с ОВЗ имеющими нарушения письменной речи .
Я поставила следующую цель: разработать и реализовать систему коррекционных приёмов ,направленных на преодоление оптической дисграфии у младших школьников с ОВЗ.Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:Разработать систему коррекционных мероприятий, направленных на преодоление оптической дисграфии у младших школьников;Экспериментально проверить эффективность разработанного приёма по коррекции оптической дисграфии.
Эффективную коррекционную работу я провожу в три этапа:1 этап- подготовительный. На этом этапе я уточняю данные полученные в процессе логопедического обследования, определяю стратегию основного этапа и создаю предпосылки его эффективности. Для более полной реализации дифференцированного подхода , коррекционное воздействие я начинаю с индивидуальных занятий. Такая форма занятий даёт мне возможность варьировать их организацию, выбор методов воздействия, дозировку основного и дополнительного материала с учётом особенностей каждого ребёнка. В ходе подготовительных индивидуальных занятий решаются следующие задачи. Первая из задач- формирование положительной установки ребёнка на участие в коррекционных занятиях и привлечение его к совместной деятельности, которая принимает произвольный характер, т.е. у ребёнка появляется желание и готовность её осуществлять. Решается эта задача, прежде всего, путём установления взаимоотношений сотруднечества, отсутствия принуждения.
Второй задачей подготовительного этапа – является получение необходимой информацией об учащемся, дополняющей обследование. Эта задача решается в непосредственном общении и совместной деятельности.
Третьей задачей подготовительного этапа является выбор педагогической стратегии основного этапа логопедической работы. Вот здесь-то и происходит знакомство детей с таким материалом как пайетки.
Вначале они рассматриваются, уточняется их форма, цвет, величина.-Я выставляю фигуры сделанные из пайеток (круг ,овал, квадрат, прямоугольник, треугольник) различные по величине, а детям предлагаю:-подобрать фигуры одного цвета-одинаковой формы и величины-одинаковые по цвету и форме-различные по цвету и форме
Затем я провожу работу по уточнению пространственных представлений:1-Определение пространственного положения по отношению к ребёнку ,т.е к самому себе2-Работа с карточками-выложи кружок, справа от него квадрат, слева от квадрата поставь треугольник.3-Работа с карточками по речевой инструкции-Выложи точку, ниже крестик, справа от точки кружок.-Определи правую и левую сторону фигур
Вначале они рассматриваются, уточняется их форма, цвет, величина.-Я выставляю фигуры сделанные из пайеток (круг ,овал, квадрат, прямоугольник, треугольник) различные по величине, а детям предлагаю:-подобрать фигуры одного цвета-одинаковой формы и величины-одинаковые по цвету и форме-различные по цвету и форме
2 этап- основной. На основном этапе коррекционной работы в процессе систематических, логопедических занятий решается задача преодоления оптической дисграфии, совершенствования письма детей, оказания им помощи в овладении учебной программы по родному языку. Содержание занятий основного этапа по коррекции оптической дифференциации смешиваемых букв я выстроила следующим образом:-1. Последовательно отрабатываются буквы-изолированно;-в слогах;-в словах;-в предложении;-в текстах.
3-этап –заключительный. Закрепление полученных навыков. На этом этапе дети самостоятельно выполняют заданияС детьми успешно усвоившими 1-2 этап отрабатываются смешиваемые пары букв на материале-поговорок;-пословиц;-скороговорок, чистоговорок, стихотворений.Пример: - И сказало слово –Ах: -Ах, как страшно в трёх соснах! И заохали, заахали, И зажмурились, заплакали: Ох- ох, ах- ах! Что за ужас ,что за страх!
Кроме того включается работа по развитию связной речи. Например собрать картинку «Звёздная ночь», и составить связный рассказ.
Таким образом работа с пайетками помогает развивать мелкую моторику рук,а в следствии этого влияет на развитие умственных способностей ребёнка и его связную речь.
Спасибо за внимание !!!