Презентация по Обществознанию на тему Конфликт в межличностных отношениях. ( 10 класс )
Конфликт .Виды и структура Конфликта. Социальные взаимодействия. 2. Социальный конфликт. 1. Социальные взаимоотношения. Социальные общности имеют собственную природу, они живут и развиваются по собственным законам. ЧЕЛОВЕК и его ПОВЕДЕНИЕ: Самостоятельный:Серьезный.Собранный.Самостоятельный .Ответственный. В компании:Никогда не поступает так как был бы один.Поведение в группе взаимосвязано - которое трудно, а чаще не возможно понять. Разновидности взаимодействия людей: Социальная связь совокупность зависимостей между людьми, происходящие через социальные общности. ( 2 и более ) – ( повод связи ). Социальный контакт Это первый шаг к установлению социальных отношений, скорее , соучастие, но еще не взаимодействие. Социальное взаимодействие Это систематические, достаточно регулярные , взаимообусловленные социальные действия субъектов, направленные друг на друга. учитель - ученик начальник - подчиненный родитель - ребёнок свой пример: СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ Межличностные отношения Личностно - групповые межгрупповые Усиление связей, партнёрских отношений. ОбособлениеПротивостояние. СОТРУДНИЧЕСТВО СОПЕРНИЧЕСТВО Причины – противоречие, связанное со столкновением социальных интересов, взглядов, позиций - ПО КРАЙНЕЙ МЕРЕ ДВУХ СТОРОН. 2 участника конфликта 2-я сторона конфликта Материальные ценности.Власть.Престиж.Авторитет.Информация. Лишена тех средств , чем обладает 1 – я сторона. Но преобладание может быть МНИМЫМ!!! К СО ОН СФ ТЛ ОИ ЯК НТ ИН ЕОЕ 1-я сторона конфликта СОЦИАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ – это особое взаимодействие индивидов, групп и объединений при столкновении их не совместимых взглядов. Конфликт – это противоборство взаимосвязанных, но преследующих свои цели двух или более сторон. КОНФЛИКТ ЛИЧНОСТНЫЙ МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ внутригрупповой межгрупповой Конфликты с внешней средой СТАДИИ КОНФЛИКТА Предконфликтная стадия:Период когда накапливаются противоречия КОНФЛИКТНАЯ СТАДИЯ:Столкновение противоборствующих сторон, с частичной или полной реализацией целей противоборствующих сторон. Послеконфликтная стадия: Принятие мер по окончательному устранению противоречей между противоборствующими сторонами. Конфликтология – наука, изучающая содержание, причины, условия, механизмы, закономерности возникновения, протекания, разрешения, регулирования конфликтов Типы личностей Правила высоконравственного поведения и общения: • Конфликтуйте не спеша• Анализируя конфликтную ситуацию, ищите причину и не «зацикливайтесь» на самом факте конфликта.• Мысленно проиграйте все «позитивные» и «негативные» стороны, моменты тех или иных вариантов развития конфликта.• Конфликт не стремитесь «замять», а доведите его до логического конца, если убеждены, что вы правы, что вас поймут и поддержат в коллективе, если не все, то наиболее прогрессивная часть коллектива.• Не конфликтуйте по пустякам. межгрупповые межличностные внутриличностный типыконфликтов ТИПЫ КОНФЛИКТОВ По степени остроты противоречийнедовольстворазногласие противоречие размолвка раздорперебранкастычка ссора скандал вражда войнаПо проблемно-деятельностному типууправленческие педагогические экономические политические творческие Источником (причиной) возникновения любого конфликта являются противоречия, а противоречия возникают там, где есть рассогласование: • целей, интересов, позиций;• мнений, взглядов, убеждений;• личностных качеств;• межличностных отношений;• знаний, умений, способностей;• функций управления;• средств, методов деятельности;• мотивов, потребностей, ценностных ориентаций;• понимания: интерпретации информации;• оценок и самооценок. Структура конфликта Конфликтная ситуацияОбъект конфликтаУчастники конфликтаИнцидент Стороны конфликтаУсловия протекания конфликтаОбразы конфликтных ситуацийВозможные действия участников конфликтаИсход конфликтных действий Динамика конфликта Конфликтная ситуация Возникновение конфликта Конфликтные взаимодействия Разрешение конфликта (полное или частичное) Поведение личности в конфликте Основные стили поведенияКооперация, которая возможна только при внимательном отношении человека к интересам других людей, находящихся в конфликте. Конкуренция (напористость), когда, прежде всего, защищаются свои интересы. Приведите в соответствие девиз и стиль поведения Девиз Стиль поведения 1.«Никто не выигрывает в конфликте, поэтому я ухожу из него» А. Компромисс 2. «Чтоб я победил, ты должен проиграть» Б. Сотрудничество 3. «Чтоб ты выиграл, я должен проиграть» В. Избегание 4. «Чтобы каждый из нас что-то выиграл, каждый из нас должен что-то проиграть» Г. Приспособление 5. «Чтобы выиграл я, ты должен тоже выиграть» Д. Конкуренция Типы личностей Личность, ориентированная на стратегию сотрудничества «Конфлинктогенная» личность Пути разрешения конфликтов Переговоры Медиация Арбитраж Предупреждение конфликтных ситуаций и конфликтов 1. Предупреждение развития конфликтной ситуации на ранних стадиях и, прежде всего, на стадии ее зарождения.2. Здоровый нравственно-психологический климат.3. Значимость личного примера руководителя фирмы, начальника отдела.4. Сохранение национальной стабильности, профессиональной компетентности и уважение достоинства личности каждого сотрудника, партнера, клиента.5. Устранение из делового общения суждений и оценок, ущемляющих честь и достоинство собеседника.6. Недопущение при деловом общении спора.7. Умение слушать собеседника. Пассивное выслушивание (невмешательство в разговор), активное выслушивание (уточнение слов говорящего собеседника).8. Уважительная манера разговора. Этапы и способы разрешения конфликтных ситуаций 1. Установить действительных участников конфликтной ситуации.2. Изучить мотивы, цели, способности, особенности характера, профессиональную компетентность всех участников конфликта.3. Изучить существовавшие ранее до конфликтов ситуации межличностные отношения участников конфликта.4. Определить истинную причину возникновения конфликта.5. Изучить намерения, представления конфликтующих сторон о способах разрешения конфликта.6. Выявить отношение к конфликту лиц, не участвующих в конфликтной ситуации, но заинтересованных в его позитивном разрешении.7. Определить и применить способы разрешения конфликтной ситуации. Несколько правил разрешения конфликта: • Конфликтуйте не спеша• Анализируя конфликтную ситуацию, ищите причину и не «зацикливайтесь» на самом факте конфликта.• Мысленно проиграйте все «позитивные» и «негативные» стороны, моменты тех или иных вариантов развития конфликта.• Конфликт не стремитесь «замять», а доведите его до логического конца, если убеждены, что вы правы, что вас поймут и поддержат в коллективе, если не все, то наиболее прогрессивная часть коллектива.• Не конфликтуйте по пустякам. Правила высоконравственного поведения и общения: • Не поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе.• Дайте людям ощутить свою значимость.• Разрешая конфликт, четко определите свои цели.• Кто делает первый шаг к примирению, тот и выигрывает.