ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К ЕГЭ


ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К ЕГЭ Сравнительный анализ традиционного экзамена и ЕГЭ традиционный экзамен ЕГЭ что оценивается? не сами фактические знания, а умение их преподнести фактические знания, умение рассуждать, решать что влияет на оценку? субъективные факторы: контакт с экзаменаторами, общее впечатление максимально объективная оценка кто оценивает? знакомые выпускнику люди незнакомые эксперты критерии оценки известны заранее уточняются после завершения экзамена содержание экзамена демонстрируется владение определенным фрагментом учебного материала охватывается практически весь объем учебного материала ЕГЭ – это новая реальность в нашем образовательном пространстве, проблемы подготовки к ЕГЭ – это поле деятельности не только педагогов, но и психологов Рекомендации психолога родителям чтобы поддержать ребенка, необходимо:опираться на сильные стороны ребенкаизбегать подчеркивания промахов ребенкапроявлять веру в ребенка, сочувствие к нему, уверенность в его силахсоздать дома обстановку дружелюбия, уметь демонстрировать любовь и уважение к ребенку Рекомендации психолога учителям сосредотачивайтесь на позитивных сторонах и преимуществах учащегося с целью укрепления его самооценкипомогите обучающимся поверить в себя и свои способностипомогите избежать ошибокподдержите выпускника при неудачахподробно ознакомьте обучающихся с процедурой проведения ЕГЭприложите усилия, чтобы родители стали не сторонними наблюдателями, а оказывали выпускнику всестороннюю помощь и поддержку во время подготовки к экзаменуучитывать индивидуальные психологические особенности выпускников Рекомендации психолога классному руководителю подбадривайте выпускников, хвалите их за то, что они делают хорошоне повышайте уровень тревожности накануне экзаменапомогите выпускникам распределить темп подготовки по днямприучайте выпускников ориентироваться во времени и уметь его распределятьВ подготовительный период:оформить уголки для выпускников, учителей, родителейне нагнетать обстановкуповысить степень «прозрачность»подготовки и проведения ЕГЭ Рекомендации психолога организаторам ЕГЭ Состояние аудитории: аудитория должна быть чистой, ухоженной, желательно с комнатными растениями, т.к. наличие зеленого цвета помогает глазу отдохнуть, кроме того зеленый цвет успокаивающе влияет на психику человекаСоздание позитивного психоэмоционального настроя участников ЕГЭ:начало любого контакта - улыбка, доброжелательные интонации, внимание к каждомусловесные установки организатора должны повышать уверенность участника ЕГЭ в себе Посоветуйте во время экзамена обратить внимание на следующее пробежать глазами весь текст, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работувнимательно читать вопрос до конца (характерная ошибка – выпускники не дочитав вопрос, по первым словам предполагают ответ и торопятся его вписать)если не знаешь ответ или не уверен в правильности, пропусти вопрос, и отметь его чтобы к нему вернуться Рекомендации психолога выпускникам выделяются три основных этапа:подготовка к экзамену, изучение учебного материала перед экзаменомповедение накануне экзаменаповедение собственно во время экзамена Подготовка к экзамену подготовь место для занятийможно ввести в интерьер желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активностьсоставьте план занятий (необходимо четко определить какие темы разделы сегодня должны изучатьсяначинай с самого трудногочередуй занятия и отдых не стремись запомнить весь учебник, полезно структурировать материал за счет составления планов, схем, причем желательно на бумагевыполняй как можно больше опубликованных тестов по предметутренируйся с секундомером в руке, засекай время выполнения тестовникогда не думай о том, что не справишься с заданиемоставь один день перед экзаменом на то, чтобы еще раз остановиться на самых трудных вопросах Накануне экзамена с вечера перестань готовиться, выспись как можно лучше, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением своего здоровья, силы, «боевого» настрояв ППЭ необходимо явиться не опаздывая, при себе иметь паспорт, пропуск, черные гелевые ручки Во время экзамена в начале экзамена с вами будет проведен инструктаж. Будь внимателен!!! От того, насколько внимательно ты запомнишь все правила, зависит правильность твоих ответовсосредоточься! Для тебя должны существовать только текст заданий и часы, регламентирующие время выполнения теста. Торопись не спеша!начни с легкого, не останавливайся на вопросах, которые вызывают долгие раздумья, тогда ты успокоишься, войдешь в рабочий ритмПропускай! трудные или непонятные задания, глупо недобрать баллов только потому, что застрял на заданиях, которые вызывают затруднениячитай задания до конца, это верный способ не совершить ошибки в самых легких вопросахдумай только о текущем заданиирассчитай время так, чтобы за две трети времени пройтись по всем легким заданиям, а потом спокойно подумать над труднымиоставь время для проверки Психологические типы правополушарные детидети – синтетикитревожные детинеуверенные детидети, испытывающие недостаток произвольности и самоорганизацииперфекционисты и «отличники»астенические детигипертимные дети«застревающие» детиаудиалы и кинестетики Чем может помочь психолог необходимо понять, какие психологические функции обеспечивают успешность в выполнении заданий ЕГЭпредоставить достаточно информации о том, что такое ЕГЭ, уделив особое внимание его позитивным сторонампри высоком уровне тревоги, вызванной особой значимостью экзамена, провести работу, направленную на субъективное снижение значимости экзамена, помочь выпускнику осознать, что оценка ЕГЭ не имеет фатального значенияпривлечь к работе родителей, так как они, вольно или невольно, могут поддерживать тревоги выпускников Чем может помочь психолог Преодоление процессуальных трудностей должно ориентироваться на овладение специфическими особенностями процедуры ЕГЭ. Хороший эффект оказывает не просто рассказ о процедуре ЕГЭ, а ее проигрывание. Кроме того, психолог может помочь в выработке индивидуальной стратегии деятельности для каждого выпускника.