ВОСПИТАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА ВОСПИТАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯВыполнил студент группы СКТ/БЗ441-5/У Шеркунова Елизавета ОлеговнаМинистерство культуры Российской Федерации Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования«Санкт-Петербургский государственный институт культуры» ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙКАФЕДРА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Проблема исследования Попытка разрешить противоречие между: требованиями общества к подготовке учащихся, уровню их эстетической культуры и недостатками системы ее формирования в дополнительном образовании на базе образовательных учебных заведениях. Гипотеза исследованияДополнительное образование может быть эффективным средством воспитания эстетической культуры младшего школьника при условии:1) учета психолого-физиологических особенностей личности ребенка;2) целенаправленной и систематической педагогической деятельности педагогов, направленного на воспитание эстетической культуры ;3) определения минимального и оптимального объема мероприятий в которых могут учувствовать дети в течении данного года4) освоения теоретического и практического хореографического материала, включённого в проект , который не потребует наличия у детей профессиональных навыков при условии систематичности занятий. Цель исследования :обоснование реализации потенциала дополнительного образования в воспитании эстетической культуры у младших школьников.Задачи:Рассмотреть теоретические аспекты становления и функционирования системы дополнительного образования детей в Российской Федерации.Изучить особенности психолого-педагогического портрета младших школьников.Выявить роль дополнительного образования в эстетическом воспитании детей дошкольного возрастаИсследовать направления развития образовательного учреждения дополнительного образования детей ГОУ СОШ 191Предложить проект воспитания эстетической культуры младших школьников в деятельности дополнительного образования детей ГОУ СОШ 191Разработать и внедрить проект воспитания эстетической культуры младших школьников в дополнительное образование ГБОУ СОШ 191. Исследования осуществлялось в три этапа:Этап 1-теоретико-аналитический. Было изучение научно-методической литературы по данной проблеме; анализ литературы по истории развития хореографического искусства и опыт работы дополнительного образования в общеобразовательной школе в этой области. Этап 2- диагностический. Методом наблюдения и анкетирования были определены особенности работы с младшими школьниками; проводилась систематизация и обобщение теоретического материала; рассматривалась организация работы дополнительного образования и его роди в эстетическом воспитании учащихся хореографического коллектива.Этап 3:-- проектный. Был разработан хореографический проекта воспитания эстетической культуры младших школьников в хореографическом коллективе, на базе дополнительного образования в общеобразовательной школе в хореографическом коллективе, система мероприятий, определение формы и методы работы. Внедрение проекта 2014 учебном году. Новизна исследованиязаключается в определении специфики организации деятельности для младших школьников, способствующих эстетическому воспитанию. А так же выявлено развивающее влияние хореографического творчества в системе дополнительного образования на формирование личностных качеств, эмоциональной сферы обучающихся.Это определило практическую значимость исследования. Структура работы состоит из двух глав: Теоретическое положение об условиях воспитания эстетической культуры личности младших школьников в системе дополнительного образования, средствами хореографического творчества, заключающихся в учете психолого-физиологических особенностей личности ребенка на внеурочных мероприятиях, в целенаправленной педагогической деятельности педагогов по эстетическому воспитанию детей младшего школьного возраста, в определении оптимального объема мероприятий в которых могут принять участия дети за учебный год.Хореографический проект «Красота в творчестве», направленный на воспитание эстетической культуры младшего школьного возраста. Исследования и реализация хореографического проекта «Красота в творчестве» проводились на базе отделения дополнительного образования детей (ОДОД) Государственного бюджетного учреждения средней школы №191 с углубленным изучением немецкого языка Красногвардейского района гор. Санкт-Петербурга. Хореографический проект «Красота в творчестве»Цель проекта -создание образовательной среды, способствующей воспитанию нравственной культуры личности, формированию духовных качеств, высоких эстетических чувств. Задачи проекта -формирование y воспитанников потребности в приобретении знаний, развитие эстетического вкуса, творческих способностей. Воспитание y младших школьников любви к хореографическому искусству и к русским народным традициям.Возраст учащихся, на которых рассчитан проект -Дети младшего школьного возраста (7-11 лет), учащиеся дополнительного образования.Тип проектаПо доминирующей деятельности детей – творческий;По количеству участников – коллективный;По предметно-содержательной части –хореографический. Составляющие проекта(проект составлен из трех разделов)I Раздел «Красота общения»Знакомство (Игры на знакомство )Занятие-беседа (Этикет общения,этика в танце, этика отношений к окружающим,этика отношений в коллективе,поведение в театре и музее,танцевальная игра «Пара»)Подготовка к векторине (Подготовка сцены,подготовка музыкального сопровождения,подготовка аппаратуры,назначение ответственных,подготовка костюмов,проведение репетиции.Викторина "Чтобы людям радость дарить, надо вежливым и добрым быть» (Культура поведения) Подведение итогов Составляющие проекта(проект составлен из трех разделов)II Раздел «Красота в движении»Мастер-класс «Красота в движении»Экскурсия в музей при Академии имени А.Я.ВагановойТворчество детей «музыкальное движение»Выставка, посвященных выдающимся балеринам «Красота и талант»Концертная программа посвященный дню танца Подведение итогов Составляющие проекта(проект составлен из трех разделов) III Раздел «Красота русских праздников»Урок-беседа о русских народных праздникахПодготовка к новогодней игровой программе «Рождественская сказка»Новогодняя игровая программа «Рождественская сказка»Подведение итогов Проведённые исследования позволяют сделать следующие выводы:1.Эффективность влияния проекта по воспитанию эстетической культуры младших школьников занятий может быть определена на основе комплекса критериев и показателей, подобранных и разработанных в процессе исследования.2.Занятия по воспитанию эстетической культуре будут вызывать интерес и эмоциональный подъём, если предлагаемый в программе материал будет изложен в доступной для детей образности.3. Воспитание эстетической культуры оказывают положительное влияние на формирование таких качеств личности ребёнка, которые недостаточно развиваются: воображение, активное творческое мышление, эстетических вкус, физическое и нравственное развитие. Танец играет огромную роль в воспитании ребёнка, предоставляя возможность для взаимовлияния и взаимообогащения различных качеств подрастающего поколения. Благодарю за внимание!