Презентация по русскому языку 9 класс:Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными


Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными9 класс Словарные словаМОЗАИКА (из франц.)Изображение или орнамент, выполненные из отдельных разноцветных кусочков стекла.Вид искусства, состоящий в составлении таких картин.Пёстрая смесь разнородных частей.Вирусная болезнь растений. Словарные словаФарфор (перс.)Искусственно изготовленная минеральная масса из высокосортной глины с различными примесями: кварцем, полевым шпатом и т.д.Изделия из такой массы, дважды обожжённые и покрытые глазурью. Словарные словаРЕЗУЛЬТАТ, ЭФФЕКТРезультат = эффект (лат.) (в значении «действие, результат»)Другие значения:Впечатление , производимое на кого-либо.Средство, приём для создания определённого впечатления (световые, шумовые эффекты)ЭФФЕКТНЫЙ –производящий впечатлениеЭффективный –дающий определённый эффект, действенный Словарные словаРеферендум (лат.) - всенародное голосование по какому-либо важному вопросу государственной жизни.Презентация - представление
Сравните предложенияЯ вспомнил историю, что была мне рассказана давно.Я пообещал ему, что обязательно зайду в гости.сложныесоюзныеСППСостоит из 2 простыхПридаточное – после главногоГлавное - двусоставноеС придаточным ОпределительнымС придаточным изъяснительнымЧто – союзное словоЧто - союзПридаточное – двусоставное, полноеПридаточное - двусоставное, неполное




Замена прямой речи косвеннойПрямая речьКосвенная речь«Сколько времени осталось до прихода поезда?» – спросили мы у дежурного.«Что можно нам почитать о Лермонтове?»- спросили мы библиотекаря.Мы спросили у дежурного, сколько времени осталось до прихода поезда.Мы спросили библиотекаря, что нам можно почитать о Лермонтове. Мы спросили библиотекаря о том, что нам можно почитать о Лермонтове.3 . Ребята попросили учителя, чтобы он повторно объяснил им домашнее задание. 3 . Ребята попросили учителя:«Объясните нам, пожалуйста, ещё раз домашнее задание». «Объясните нам, пожалуйста, ещё раз домашнее задание», - попросили ребята учителя.


Придаточные изъяснительныеОтвечают на вопросыОтносятся к чем прикрепляются ПАДЕЖНЫЕсловам речи, мысли, чувства(чаще глаголы, существительные и прилагательные) Союзами: что, как, будто, чтобы и т.д.Союзными словами: кто, какой, где, куда, сколько и т.д.Частица ЛИ в значении союза

Конструирование предложений (Не)возможно рассказать, какое …Им очень хотелось, что(бы)…Ей каже(т,ть)ся, будто…Было уд…вительно, как…Нехорошо, если вы …Нам пока неизвестно, кто…Мне было безразлично, где…Хорошо слышно, откуда …(Не)извес…но, будет ли…Невозможно понять, (от)куда Спишите, расставьте знаки препинания, определите тип придаточныхМеня до сих пор волнует как соб…рает рассвет еще темные росы и сладко вздыхая бр…дет среди туманов. Люблю найти лесной р…дничок и гл…деть как вода колесом выкручивается из глубины. Люблю когда грибы обнявшись как братья соб…рают на свои шапки росу. Выберите номера сложноподчинённых предложений с придаточными изъяснительнымиДеревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок.(А.Пушкин)Скажи, что ты читаешь, и я скажу, кто ты. (А.Чехов)Напишите, когда вы приедете. (А.Чехов)Спой мне песню, как синица тихо за морем жила…(А.Пушкин)5. За всё, что человек берёт, он платит собой. (М.Горький)2, 3, 4
1) Чайковский отмечал Вдохновение такая гостья которая не любит посещать ленивых. 2) Талант имеет то драгоценное свойство что он не может лгать. (И. Гончаров) 3) Я никак не мог определить откуда раздавался шорох. 4) Мы с нетерпением ожидали когда наступит рассвет.Меня до сих пор волнует как собирает рассвет еще темные росы и сладко вздыхая бредет среди туманов. Люблю найти лесной родничок и глядеть как вода колесом выкручивается из глубины. Люблю когда грибы обнявшись как братья собирают на свои шапки росу. В ясный день вы увидите в лесу как осенняя паутина блестит на солнце.2. Трех сосен которые так любил Пушкин в Михайловском сейчас нет.3. На месте где они когда-то росли посажены молодые сосенки.4.Мы спросили когда нам прийти снова.5. Известно что слоны в диковинку у нас. (И. Крылов.) 6. Солнце еще не успело подняться и в саду было холодно.7. В росистых лугах течет речонка что мне так мила.8. В том месте где зашло солнце небо еще рдело багряными полосами.9. Мы расположились на отдых у того дерева что растет у самой воды.10. Какой измерить мерой тот путь что ты прошла?