Презентация по литературе Критерии проверки итогового сочинения. Образец работы над сочинением 10- 11 класс
Готовимся к итоговому сочинениюАлгоритм работы над сочинением. Критерии проверки
Алгоритм работы над сочинениемШаг первый. Я внимательно читаю формулировку темы. Шаг второй. Выделяю в ней «опорное» (ключевое) слово или выражение, в котором мне видится главный смысл. Шаг третий. Пытаюсь своими словами, коротко сформулировать тему.
Алгоритм работы над сочинениемШаг четвёртый. Поворачиваю тему к себе, спрашиваю себя: «Что я хочу сказать по этому поводу?», «Что я могу сказать по этому поводу?». Шаг пятый. Я кратко пытаюсь ответить на эти вопросы – одним-двумя предложениями, я записываю их в черновике. Это может быть началом, отправной точкой моих рассуждений и вступительной частью моего сочинения. Шаг шестой. Я пытаюсь занять другую (противоположную) позицию по отношению к своей мысли, представить себе своего оппонента и начать с ним диалог, пытаясь доказать верность своего рассуждения.
Алгоритм работы над сочинениемШаг седьмой. Вспоминаю примеры из литературных произведений, которые помогут мне доказать свою правоту. Шаг восьмой. Выстраиваю логическую последовательность своих доказательств. Шаг девятый. Записываю их, составляю план.
Алгоритм работы над сочинениемШаг десятый. Пишу черновик, пытаясь связно, красноречиво и убедительно изложить свои мысли.Шаг одиннадцатый. Возвращаюсь к началу своих рассуждений; сравниваю исходную мысль и мысли, которые пришли во время рассуждения, обращения к художественным текстам; делаю выводы, записываю их; это заключительная часть моего сочиненияШаг двенадцатый. Я проверяю написанное; проверяю пунктуацию и орфографию; переписываю в чистовик; ещё раз читаю, нахожу ошибки, исправляю их.
Требование № 1. «Объем итогового сочинения»Рекомендуемое количество слов – от 350.Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается: в определении объема своего сочинения участник должен исходить из того, что на всю работу отводится 3 часа 55 минут.Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по пяти критериям оценивания).
Требование № 2. «Самостоятельность написания итогового сочинения»Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника (работа другого участника, чужой текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде и др.).Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать объем собственного текста участника.Если сочинение признано экспертом несамостоятельным, то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 2 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по пяти критериям оценивания).
Итоговое сочинение, соответствующее установленным требованиям №1 и №2, оценивается по пяти критериям:
Критерий №1 «Соответствие теме»Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения.Выпускник должен рассуждать на предложенную тему. «Незачет» ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Критерий №2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции.Выпускник должен строить рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы. «Незачет» ставится при том условии, что сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Критерий №3 «Композиция и логика рассуждения»Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Выпускник должен аргументировать высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.«Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Критерий № 4 «Качество письменной речи»Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.Выпускник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины, избегать речевых штампов. «Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи, в том числе речевые ошибки, существенно затрудняет понимание смысла сочинения. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Критерий № 5 «Грамотность»Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.«Незачет» ставится, если грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов).
Направления итогового сочинения – 2016/17 1. «Разум и чувство». Направление предполагает раздумье о разуме и чувстве как двух важнейших составляющих внутреннего мира человека, которые влияют на его устремления и поступки. Разум и чувство могут быть рассмотрены как в гармоническом единстве, так и в сложном противоборстве, составляющем внутренний конфликт личности. Тема разума и чувства интересна для писателей разных культур и эпох: герои литературных произведений нередко оказываются перед выбором между велением чувства и подсказкой разума.
2. «Честь и бесчестие». В основе направления лежат полярные понятия, связанные с выбором человека: быть верным голосу совести, следовать моральным принципам или идти путем предательства, лжи и лицемерия. Многие писатели сосредотачивали внимание на изображении разных проявлений человека: от верности нравственным правилам до различных форм компромисса с совестью, вплоть до глубокого морального падения личности.Направления итогового сочинения – 2016/17
3. «Победа и поражение». Направление позволяет размышлять о победе и поражении в разных аспектах: социально-историческом, нравственно-философском, психологическом. Рассуждение может быть связано как с внешними конфликтными событиями в жизни человека, страны, мира, так и с внутренней борьбой человека с самим собой, ее причинами и результатами. В литературных произведениях нередко показана неоднозначность и относительность понятий «победа» и «поражение» в разных исторических условиях и жизненных ситуациях.Направления итогового сочинения – 2016/17
4. «Опыт и ошибки». В рамках направления возможны рассуждения о ценности духовного и практического опыта отдельной личности, народа, человечества в целом, о цене ошибок на пути познания мира, обретения жизненного опыта. Литература часто заставляет задуматься о взаимосвязи опыта и ошибок: об опыте, предотвращающем ошибки, об ошибках, без которых невозможно движение по жизненному пути, и об ошибках непоправимых, трагических.Направления итогового сочинения – 2016/17
5. «Дружба и вражда». Направление нацеливает на рассуждение о ценности человеческой дружбы, о путях достижения взаимопонимания между отдельными людьми, их сообществами и даже целыми народами, а также об истоках и последствиях вражды между ними. Содержание многих литературных произведений связано с теплотой человеческих отношений или неприязнью людей, с перерастанием дружбы во вражду или наоборот, с изображением человека, способного или не способного ценить дружбу, умеющего преодолевать конфликты или сеющего вражду.Направления итогового сочинения – 2016/17
http://sochinenie11.ru
КОМПОЗИЦИЯ СОЧИНЕНИЯ Вступление Основная часть Заключение Отсутствие в сочинении одного из элементов композиции рассматривается как ошибка и учитывается при выставлении оценки. Композиция сочинения должна быть продуманной и четкой. Все основные мысли в сочинении необходимо тщательно обосновывать, анализируя текст литературных произведений.
ВСТУПЛЕНИЕ вводит в тему, дает предварительные, общие сведения о той проблеме, которая стоит за предложенной темой. Во вступлении может• содержаться ответ на заданный по теме вопрос • представлено ваше мнение• содержаться факт из биографии автора или охарактеризован исторический период, если эти сведения имеют важное значение для последующего анализа текста • сформулировано ваше понимание литературоведческих терминов, если они использованы в названии темы («тема судьбы…», «образ героя…»)
Аналитическое вступление (или определение главного понятия темы,3—5 предложений).Беспроигрышный вариант — это аналитическое вступление, состоящее из 4—5 предложений, не больше. Можно пойти по более легкому пути и написать вступление - определение. Для этого выбрать одно емкое слово, которым можно было бы охарактеризовать суть сочинения. Например, если речь идет о взаимоотношениях между людьми, то дать определение понятиям дружба, вражда, честь, бесчестие и т. д.
Формулирование тезиса или идеи сочинения (ответ на вопрос темы). Основная часть — аргументация: а) название первого произведения + иллюстрация (анализ эпизода) б) название второго произведения + иллюстрация (анализ эпизода)
Основная часть — это тезис и аргументы из произведения, по которому пишется сочинение. Идея сочинения формулируется в виде тезиса — четко и ясно. Этот тезис представляет собой прямой ответ на вопрос темы. В качестве аргумента можно привести хотя бы одно художественное произведение, лучше два. В основной части анализируется литературное произведение в аспекте темы. Главное — нужен не пересказ произведения, а размышления, рассуждения по поводу произведения с элементами его анализа. Лучше выучить наизусть наиболее важные цитаты из стихотворных отрывков произведений для подтверждения высказанных тезисов. Отрывки из произведений художественной прозы можно передать своими словами.
Задача ЗАКЛЮЧЕНИЯ — подвести итог, обобщить сказанное, завершить текст, еще раз обратив внимание на самое главное. Заключительная часть должна быть• короткой, но ёмкой • органично связана с предыдущим изложением, со вступлением В заключении может быть выражено личное отношение пишущего к проблеме. Оно должно быть изложено корректно, без чрезмерных восторженных оценок, иметь четко выраженный определенный смысл и должно быть подготовлено материалом основной части. Ясный, строго соответствующий теме последний абзац сочинения в состоянии скрасить многие недостатки.
Некоторые советы: как написать сочинение и сдать экзамен• Не пытайтесь зазубрить наизусть тексты готовых сочинений, если тема окажется несколько иной, это отрицательно скажется на результате. • Если в первый момент вам показалось, что вы не можете написать сочинение ни по одной из тем, предложенных вам, не впадайте в панику, посидите, успокойтесь. Скорее всего, через некоторое время ситуация уже не будет казаться столь критичной, и вы что-то вспомните. • Если вы очень сильно волнуетесь и не можете успокоиться, попробуйте сделать следующие дыхательные упражнения: расслабьте руки и ноги, закройте глаза, сделайте глубокий вдох, задержите дыхание на 20-30 секунд, затем медленно выдохните, повторите 5-6 раз, пока не успокоитесь.
Некоторые советы: как написать сочинение и сдать экзамен• Внимательно прочитайте все темы, постарайтесь определить точное лексическое значение каждого слова темы, и только затем — общее лексическое значение фразы или высказывания. Продумайте направление развития темы, соотнесите тему сочинения со своими знаниями и решите, сможете вы написать сочинение на эту тему, или же от нее лучше отказаться. • При выборе темы опирайтесь на свои знания и программные произведения. Не старайтесь создать литературный шедевр. Сейчас вам надо доказать, что вы умеете грамотно писать сочинение. • Запишите основные моменты, о которых бы вы хотели сказать в своем сочинении, выстройте их логически — это и будет ваш первоначальный план. Обращайтесь к нему во время написания текста, он поможет вам сохранить логическую линию и, следовательно, раскрыть тему.
Некоторые советы: как написать сочинение и сдать экзамен• Соотнесите объемы вступления, заключения и основной части. Самым большим по размерам должна быть основная часть, вступление — примерно наполовину меньше, заключение же — самое небольшое по объему. Помните, что любые «перекосы» с размерами сочинения могут также негативно повлиять на конечный результат. • Не забудьте, что эпиграф — украшение сочинения, но если вы не уверены, подходит ли он, или неточно знаете текст и знаки препинания, лучше не пишите его совсем — за отсутствие эпиграфа оценку никто не снизит. • И самое главное, когда вы собираетесь на экзамен, скажите себе, что вы все можете, что вам все по плечу!!!
Порядок работы над сочинением1. Анализ темы. Выделение ключевых слов. 2. Постановка вопроса к теме, если она не представлена в виде вопроса.3. Ответ на поставленный вопрос (тезис – основа сочинения) 4. Создание черновикаСтруктура сочинения1. Аналитическое вступление или определение главного понятия темы ( 3—5 предложений).2. Формулирование тезиса или идеи сочинения (ответ на вопрос темы). 3. Основная часть — аргументация (может быть достаточно одного произведения): а) название первого произведения + иллюстрация - аргумент (анализ эпизода) б) название второго произведения + иллюстрация- аргумент (анализ эпизода) 4. Заключение (3—4 предложения).
ВСТУПЛЕНИЕИтак, как начать сочинение? Помним, что во вступлении обязательно должна прозвучать тема. Не стоит вдаваться в далекие от нее рассуждения.ВСТУПЛЕНИЕ ТРАДИЦИОННОЕсостоит из нескольких элементов: ключевых слов темы, общих рассуждений о значимости данных понятий в жизни человека, главного вопроса темы.
{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Элементы вступления(элементы вступления располагаются последовательно друг за другом)Примеры(Нужно ли выплёскивать чувства наружу?)Ключевые слова темы Выплёскивать, чувствоОбщие рассуждения о предмете речи Чувства – это наша реакция на события внешнего мира, наши внутренние установки. Нравится или не нравится, восхищает или оставляет равнодушным, вызывает страх или уверенность. Разум же - это способность открывать и познавать законы мира. С детства мы слышим прямо противоположные наставления. Одни говорят: «Слушай своё сердце». Другие: «Держи себя в руках, не поддавайся чувствам». Вопрос(-ы) (задаем главный вопрос темы, на который отвечаем в основной части).Кто же из наставников прав? Что важнее: разум или чувство? Нужно ли выплёскать чувства наружу?
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Основная часть, как мы помним, состоит из одного или нескольких тезисов, подкрепленных аргументами на литературной основе. Каждая пара «тезис + аргумент» выделяется в отдельный абзац.
ФОРМУЛИРОВКА ТЕЗИСА ТРАДИЦИОННАЯВарианттезисаПримерыПрямое выражение главной мыслиОднозначных ответов здесь, скорее всего, нет. Хорошо бы разум и чувства находились в гармонии, однако, если бы это было действительно так, нас окружали бы, я думаю, наисчастливейшие люди. А пока на вопрос, нужно ли выплёскивать свои чувства, я для себя отвечаю: «Да, нужно». Может быть, человеку, живущему чувствами, и сложнее выстраивать отношения с окружающими, однако именно такой человек, на мой взгляд, способен ощутить всё многообразие окружающего его мира и быть по-настоящему счастливым.
АРГУМЕНТАргумент состоит из нескольких элементов и включает обращение к литературному произведению, его интерпретацию, вывод.{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Элемент аргумента(перечисленные ниже элементырасполагаются последовательно друг за другом)ПримерыОбращение к произведениюЧитая произведения мировой литературы, мы постоянно встречаемся с героями, которые, решая проблемы, встают перед выбором - как поступить: следовать ли велению разума или сделать так, как подсказывает сердце. Замечательным образцом человека, живущего чувствами, является героиня романа Л.Н.Толстого «Война и мир» Наташа Ростова.
{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Интерпретация фрагмента или эпизода (желательно не менее 3 раз упомянуть автора) Наташа – очень естественная, непосредственная девушка. Она просто чувствует живую жизнь и не хочет анализировать ее. Во всех своих поступках и душевных проявлениях юная Ростова следует законам простоты, правды и добра. И такой Наташа остается всю свою жизнь. Толстой подробно описывает портрет тринадцатилетней девочки: «Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая». Наташа громко и звонко смеется, ее совсем не беспокоит мнение окружающих. Этот «гадкий утенок» заставляет восхищаться собой, потому что все в ней искренне, лишено притворства. Девушка излучает внутреннее тепло, которым готова поделиться со всеми. Она выплёскивает на всех «жаркие лучи любви».Первый раз, когда Наташа попала на бал, ей было шестнадцать лет. Писатель показывает, что она выделяется из толпы, так как остаётся самой собой, не надевает маску великосветского общества, не скрывает своих истинных чувств, выплёскивая их наружу. Своей детской непосредственностью героиня привлекает Болконского, который, полюбив девушку, делает ей предложение. Они хотят быть вместе. Однако неожиданно Наташа увлекается Курагиным, и это было большой ошибкой. Но по-другому с Наташей, наверное, и не могло быть, так как живёт она «жизнью сердца». Наташа впервые сталкивается с ситуацией, когда человеком хотят воспользоваться, точно вещью. Катастрофа с Анатолем и измена Болконскому повергают ее в состояние мучительного кризиса, и только внутренняя душевная сила помогла ей вернуть гармонию. В эпилоге Л.Н. Толстой показывает Наташу уже не той веселой, наивной девочкой. Она любящая и любимая жена, мать четверых детей. Только через любовь к Пьеру и семью героиня обретает душевное спокойствие.
{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Промежуточный вывод в конце каждого аргументаВ образе Наташи Ростовой Л.Н.Толстой воплотил идею о том, что красоты и счастья нет там, где нет добра, простоты и правды. Именно от этой героини исходит энергия обновления, освобождения от всего фальшивого, ложного, привычного. Именно эта героиня явилась толстовским идеалом жизни без мук и исканий холодного разума.СВЯЗКИ МЕЖДУ АБЗАЦАМИ (МИКРОТЕМАМИ) (если аргумент не один)Чтобы текст был связным, необходимо обратить внимание на плавный переход от одной микротемы (тезиса и аргумента) к другой. Варианты связкиПримерКраткое изложение содержания предыдущего абзаца в одном предложении, затем формулировка новой мысли. Действительно, Наташа Ростова и в наше время остаётся образцом человека, который счастлив, живя чувствами, и дарит счастье всем, кто оказывается рядом с ним. Говоря о героях, которые живут так, как чувствуют, как подсказывает им сердце, нельзя не вспомнить и о Татьяне Лариной, героине романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»
ЗАКЛЮЧЕНИЕЗаключение, как и прочие композиционные части сочинения, должно быть тесно связано с темой всего сочинения. Существуют различные варианты заключительной части. Можно использовать один из них или сочетать несколько.Варианты заключенияПримеры ВыводИтак, …ПризывВ заключение хочется призвать людей не забывать о том, что… Давайте …Выражение надеждыПодводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что между людьми установится взаимопонимание, что любовь, забота, чуткость станут главными в отношениях, а разум и чувство будут находиться в гармонии.ЗАКЛЮЧЕНИЕ ТРАДИЦИОННОЕ
КАК ДОБИТЬСЯ ОРИГИНАЛЬНОСТИВСТУПЛЕНИЕ ОРИГИНАЛЬНОЕВариант вступленияПримерыРассказ о неком случае из жизни, который навел на размышления о данной проблемеНесколько дней назад я ….
ФОРМУЛИРОВКА ТЕЗИСА ОРИГИНАЛЬНАЯВариантытезиса (выбираем один из предложенных)ПримерыПример из жизниВопросно-ответный ходЧто помогает человеку преодолевать трудности? Наверное, каждый ответит на этот вопрос по-своему. Мне кажется, что…Аналогия (сравнение чем - либо)На мой взгляд, именно любовь помогает справиться с трудностями. Любовь дает человеку крылья, с помощью которых ему становится легче преодолевать препятствия, возникающие на пути.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ОРИГИНАЛЬНОЕВарианты заключения(выбираем один из предложенных)ПримерыПредставляет собой некую зарисовку, которая возвращает к вступлениюЯ смотрю на освещенные окна домов и думаю о том, как было бы хорошо, если бы за ними не было одиночества, если бы каждый, кто живет там, был окружен заботой.Цитата«В мире нет ничего лучше и приятнее дружбы; исключить из жизни дружбу — все равно что лишить мир солнечного света», - утверждал Цицерон.
Подготовила учитель МБОУ «Рощинская СОШ» Выборгского района Ленинградской областиФедорова Тамара ИвановнаИспользованы материалы сайтаhttp://sochitog.ru/.html