Презентация по методике преподавания истории и обществознания Технология подготовки к олимпиадам
Технология подготовки учащихся к олимпиадам по истории и обществознанию Муниципальное общеобразовательное учреждениелицей города Фрязино Московской областиШКУРАТОВА Ирина Викторовна,МОУ Лицей г. Фрязино Московской области, к.и.н., учитель истории и обществознанияг. Фрязино - 2016
"...человечество действительно нуждается в чрезвычайно многочисленных гениях и замечательных талантах. Если это так, то откуда они возьмутся? Их нужно выискивать, развивать и давать им возможность реализации."Владимир Павлович Эфроимсон (1908-1989),генетик, эволюционистЭпиграф
И наступление новой технологической эры, и осознание возрастающей роли передовых технологий в повседневной жизни поднимают проблему развития талантов. В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи, искать новые способы решения и формулировать новые, перспективные цели.Для решения этой проблемы многие педагоги разрабатывают различные варианты, среди которых особое место занимает ОЛИМПИАДА.Актуальность темы
В Древней Греции «олимпиадой» называли промежуток в четыре года между двумя Олимпийскими играми, служивший единицей летосчисления (до 394 н. э.). В XX веке это слово приобрело еще одно значение – соревнование, смотр, конкурс, причем не только спортивных достижений, но и интеллектуальных.Значение термина
Олимпиадное движение – это часть большой и серьёзной работы по развитию талантов, интеллекта и одарённости. Олимпиада по учебной дисциплине – это определение специальной способности, проявляющейся во владении содержанием образования в части конкретной учебной дисциплины.Олимпиадное движение
Олимпиадное движение
Цель Олимпиады – создание условий для: выявления и поддержки мотивированных учащихся общеобразовательных учреждений г. Фрязино, развития творческих способностей и интереса к предметам обществоведческого цикла, распространения и популяризации научных исторических, правовых и обществоведческих знаний среди школьников. Цели олимпиады
Развитие познавательной активности учащихся;Формирование интереса к изучению предметов обществоведческого цикла;Выявление уровня подготовки учащихся по истории, обществознанию, праву, экономике;Развитие самостоятельного, поискового, исследовательского мышления;Формирование творческой активности обучающихсяЗадачи олимпиады
Базовая школьная подготовка по предмету;подготовка, полученная в рамках системы дополнительного образования (кружки, факультативы, элективы, научные общества в школах и учреждениях дополнительного образования);самоподготовка (чтение научной и научно-популярной литературы, самостоятельное решение задач, поиск информации в Интернете и т.д.);целенаправленная подготовка к участию в определенном этапе соревнования по тому или иному предмету (как правило, такая подготовка осуществляется под руководством тренера-наставника, имеющего опыт участия в олимпиадном движении).Система подготовки участников олимпиад
Принципы подготовки к олимпиаде
Содержательная целостность выражается в отработке учащимися всех типов заданий, представленных на олимпиаде.Системный характер конструирования содержания отражает специфику структуры заданий олимпиады и логику их развертывания: переход от заданий репродуктивного характера к заданиям частично- поисковым и творческим. Практическая направленность предполагает развитие у учащихся умений, необходимых для выполнения олимпиадных заданий, а также использование интерактивных форм обучения, основанных на взаимодействии субъектов обучения..Принципы подготовки к олимпиаде
Деятельностный подход – процесс подготовки к олимпиаде должен быть ориентирован не столько на передачу знаний учителем, сколько на самостоятельный поиск, отбор и анализ учащимися информации, на создание условий для выражения ими своих взглядов, идей, суждений. Значимость процесса познавательной деятельности учащихся (а не только ее конечного результата), возможность их самореализации.Организация рефлексии. При анализе прошедших олимпиад вскрываются упущения, недостатки, находки, не учтенные в предыдущей деятельности как учителя, так и ученика. Принципы подготовки к олимпиаде
Важной частью работы учителей является подготовка и проведение олимпиад. Они позволяют активизировать творческие и познавательные способности учащихся, выявить талантливых, ориентированных на научную деятельность детей, служат популяризацией знаний. Для реализации этих задач наиболее эффективной формой организации учебной деятельности является проект «Одарённые дети», который может использоваться как метод подготовки к олимпиадам разного уровня по истории и обществознанию.Проект «Одаренные дети»
Выявить одарённых, творчески мыслящих школьников и всемерно способствовать развитию творческого потенциала обучающихся;Оценить уровень развития навыков самостоятельной работы и стремления к обучению и самообучению;Углубить знания обучающихся по предметам обществоведческого цикла; Расширить кругозор обучающихся;Выявить обучающихся, уровень которых соответствует конкурсным требованиям муниципальных и областных этапов олимпиадЦель и задачи проекта
Этапы реализации проекта
Формирование ключевых компетенций обучающихся: 1.Рефлексивные умения 2.Поисковые (исследовательские) умения 3.Умения и навыки работы в сотрудничестве 4.Менеджерские умения и навыки 5.Коммуникативные умения 6.Презентационные умения и навыкиОжидаемый конечный результат
Подбор заданий для олимпиады является очень важным организационным моментом. Ведь нужны не просто сложные задачи, а разнообразные задания творческого характера, которые были бы одновременно и интересны, и поучительные, и имели бы практическое применение.Организационный момент
Отбор материала
Решение задач не должно быть громоздким, а его реализация не должна поглощать много времени. Чтобы все участники могли реализовать свои амбиции. Задания должны быть практически ориентированы. Кроме того, они должны быть лишены официальной «сухости», нести, к примеру, элемент занимательности.Отбор материала
Отбор материала
В классе распространяются задания в виде отпечатанных карточек с заданиями, более сложными, чем задания, выполняемые в рамках темы, изучаемой в данный момент на уроках по предмету. Участвовать в проекте может любой обучающийся, для этого необходимо регулярно каждую неделю в определённый день получать задания и представлять результаты. На следующий день после сдачи решений подводятся итоги, выбираются победители, которые получают определённое количество баллов в зависимости от сложности задачи. Заработанные таким образом очки плюсуются к рейтингу обучающегося и, при достижении определённого числа баллов за ограниченное время (месяц), выставляется положительная оценка в журнал.После объявления победителей осуществляется подробный разбор решения данной задачи, а в начале следующей недели выдаётся новое задание. Практическая реализация проекта
Основными критериями оценивания являются:полнота и оригинальность ответа;эрудиция, кругозор, коммуникабельность, креативность участника;умение самостоятельно принимать решения;умение выдержать регламент ответа на задания олимпиады;коэффициент сложности задания. Критерии олимпиады
Очень важно приучить учеников к такой, на первый взгляд, несущественной вещи, как аккуратность в оформлении работы. Во многих олимпиадах высокого уровня организаторы делают обязательное замечание – неаккуратно оформленные работы считаются черновиками и не проверяются! Аккуратность – залог успеха
Осуществление целенаправленной системы работы подготовки к олимпиадам дает следующие результаты: -олимпиада, воздействуя на мотивационную сферу детей, способствует осознанию ценности полученных знаний;-происходит изменение в личностном развитии детей, которое сопровождается их общей успешностью в различных видах учебной деятельности;-занятия историей и обществознанием обогащают внутренний мир детей.В процессе работы у ребят формируются и развиваются ряд познавательных и творческих способностей и навыков:- установление причинно-следственных связей;- критичность мышления;- пытливость ума;- стремление открывать и исследовать новое;- интерес к импровизациям и восприятию неоднозначных идей и др.Результаты
Работа учителя с одаренными детьми – это сложный процесс. Он требует от учителей личностного роста, знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с другими учителями, администрацией и обязательно с родителями одаренных. Это труд, требующий огромных душевных, эмоциональных и физических затрат, но несомненно приносящий удовлетворение. Сотрудничество учителя и одаренного ребенка ведет к взаимному обогащению. Возможно, ребенок не свяжет свою жизнь с историей или обществознанием, но именно они могут стать пространством для его личностного роста.Заключение