Презентация по методике преподавания истории и обществознания Технология развития критического мышления
Расскажи мне – и я забуду,Покажи мне – и я запомню,Дай мне самому сделать это – и я поймукитайская пословица Технология развития критического мышленияна уроках истории и обществознания Н.Н.Котова, Н.Г.Угрина, учителя истории и обществознания МОУ «СОШ №9» Что такое «критическое мышление»? Открытое мышление, развивающееся путем наложения новой информации на личный жизненный опыт;Мышление, анализирующее информацию с точки зрения логики и личностно-ориентированного подхода;Мышление анализирующее, оценивающее и проблематизирующее;Мышление рефлексивное Результаты, к которым приводит использование технологии критического мышления Высокая мотивация учащихся к образовательному процессу;Возрастание мыслительных возможностей учащихся, гибкости мышления, его переключения с одного типа на другой;Развитие способности самостоятельно конструировать, строить понятия и оперировать ими;Развитие способности передавать другим авторскую информацию, подвергать ее коррекции, понимать и принимать точку зрения другого человека;Развитие умения анализировать полученную информацию Технология развития критического мышления Технологические этапы Фаза 1Вызов(пробуждение имеющихся знаний и интереса к получению новой информации) Фаза 2Реализация смысла (получение новой информации) Фаза 3Рефлексия(осмысление, рождение нового знания) Некоторые стратегии технологии развития критического мышления Стадия «Вызов»«Понятийное колесо» Понятийное колесо на уроке обществознания в 8 классе. Тема «Что такое общество» Стадия «Вызов»Стратегия ЗХУ «З» знаем «Х» хотим узнать «У» узнали Стратегия ЗХУ на уроке истории в 9 классе. Тема «Причины и начало Первой мировой войны» «З» знаемМировая война – война, в которой принимает участие много странПервую мировую войну начала ГерманияПервая мировая война велась за колонииРоссия принимала участие в первой мировой войне «Х» хотим узнатьГероев Первой мировой войныОсновные события Первой мировой войныКакое оружие применялось в годы Первой мировой войныКто победил в войне «У» узнали Стадия «Реализация смысла»Стратегия «Инсерт» («Условные значки») I – interactive самоактивизирующая N – noting (диалоговая) «» – уже зналS – system системная разметка «+» – новоеE – effective для эффективного «–» – думал иначеR - reading & чтения и «?» – есть вопросыT – thinking размышления Стратегия «Инсерт» на уроке истории в 7 классе. Тема «Великие географические открытия и их последствия» Значки Ключевые слова Колумб открыл Америку, но думал, что открыл новый путь в Индию + Конкиста – завоеваниеКолония – территория, потерявшая независимость – Думал, что Колумб открыл всю Америку, а он доплыл только до островов ? Почему после Великих географических открытий упали цены на золото и выросли цены на все товары Графические организаторы: «Кластеры» выделение смысловых единиц текста и их графическое оформление в определенном порядке в виде гроздиВажно в тексте, с которым работаешь:Выделить главную смысловую единицу в виде ключевого слова или словосочетания (тема).Выделить связанные с ключевым словом смысловые единицы (категорий информации).Конкретизировать категории мнениями и фактами, которые содержаться в осваиваемой информации. Ключевое слово Категория 1 Категория 4 Категория 3 Категория 2 Графические организаторы: «Кластеры» Прием «Фишбоун»(«Рыбная кость») Проблема: Выводы: Причина: Причина: факты: факты: Фишбоун на уроке истории в 6 классеТема «Феодальная раздробленность на Руси Причины распада Древней Руси Различия территорий по природным и хозяйственным условиям Натуральное хозяйство Усиление экономичес-кой мощи отдельных земель Отсутствуют тесные торговые связи между княжествами Раздробленность на Руси была неизбежна Не был определен порядок наследования киевского престола Междоусобные войны и борьба за киевский престол Рост и развитие городов Города не хотят подчиняться Киеву, стремятся к самостоятельности SWOT - анализ Сильные стороныstrengths Слабые стороныweaknesses Угрозыthreats Возможности Opportunities Тема/понятие/факт SWOT – анализ на уроке экономики в 9 классеТема «Типы экономических систем» эффективное распределение ресурсов;стимулирует НТП;создает материальную заинтересованность производить то, в чем есть потребность создает социальное неравенство;не решает социально-экономические проблемы (инфляция, безработица) не развиты такие отрасли как ЖКХ В результате социального неравенства возможнысоциальные потрясения в обществе;Снижение уровня обеспечения граждан общественными благами;Рыночная экономика не сможет быстро выйти из кризиса без вмешательства государства - свободный выбор поставщиков, сырья,товаров и т.п.;- многообразие форм собственности;- свободная конкуренция;использование наиболее эффективных технологий;самостоятельность производителей Рыночная экономика Стадия «Рефлексия»Таблица ПМИ – недостатки, достоинства, перспективы П – «плюс», положительные черты, достоинстваМ – «минус», отрицательные черты, недостаткиИ – «интересно», возможности для развития П М И Стадия «Рефлексия»Таблица ПМИ – недостатки, достоинства, перспективы П – «плюс», положительные черты, достоинстваМ – «минус», отрицательные черты, недостаткиИ – «интересно», возможности для развития П Было интересно работать в группе над созданием небольшого проектаОригинальная работа, все понятно и интересноМы занимались творчествомПонравилось, что урок прошел в необычной форме М Не было таких моментовНемного шумно, не все группы старались на 100%Нам не достались цветные стикеры И Интересно составлять кластер, т.к. столкнулись с этим 1 разРабота в группе. И смотреть на работу других людей.Ой, вы не поверите все Стратегия ЗХУ на уроке истории в 9 классе. Тема «Причины и начало Первой мировой войны» «З» знаемМировая война – война, в которой принимает участие много странПервую мировую войну начала ГерманияПервая мировая война велась за колонииРоссия принимала участие в первой мировой войне «Х» хотим узнатьГероев Первой мировой войныОсновные события Первой мировой войныКакое оружие применялось в годы Первой мировой войныКто победил в войне «У» узналиАнтонина Пальшина – одевшись в мужское платье, воевала, была ранена, получила орден от БрусиловаЛетчик Нестеров – протаранил австрийский самолет и сам при этом погибВ Первой мировой войне участвовал правнук героя Севастопольской обороны адмирала Корнилова капитан Федор КорниловБрусиловский прорывВерденская мясорубкаБитва на МарнеЮтландский морской бойВ 1915 г. Германия впервые применила химическое оружиеНачали применяться танкиРоссия вышла из войны из-за революцииВ войне победили страны Антанты Диаманта Тема (существительное)Определение (2 прилагательных)Действие (3 глагола)Ассоциации (4 существительных, переход к антонимичным понятиям)Действие (3 глагола)Определение (2 прилагательных)Антоним теме (существительное) Диаманта ЯзычествоДревнее, жестокоеПочитают, преклоняются, обожествляютМногобожие, идол – храм, единобожиеВерят, крестятся, молятсяПравославное, единоеХристианство Синквейн 1 строка – тема или предмет2 строка – два прилагательных3 строка – три глагола4 строка – фраза из четырех слов5 строка – «смысловой синоним» Синквейн Человек эпохи ВозрожденияЧеловекВсемогущий, БогоподобныйТворит, Восхищает, ВоспеваетВенец созданья – мера всех вещейТитан Россия в 1900-1917 ггРоссия царская, самодержавнаявоюет, подавляет, свергаетэпоха мировой войны, революции, гражданской смутысдвиг в российском обществе БогатствоБогатствоматериальное, нематериальноеполучать, выиграть, заработатьбогатство – вода, пришла и ушлаИзобилие Стадия «Рефлексия»Урок обществознания в 11 классе Тема «Культурная жизнь общества»«Понятийное колесо» субкультура контркультура элитарная религиозная молодежная массовая авторская народная духовная материальная Виды культур Выводы Использование технологии развития критического мышления на уроках позволяет сформировать умения и навыки работы с информацией:находить, осмысливать, использовать нужную информацию;анализировать, систематизировать, представлять информацию в виде схем, таблиц, графиков.сравнивать исторические явления и объекты, при этом самостоятельно выявлять признаки или линии сравнения; выявлять проблемы, содержащиеся в тексте, определять возможные пути решения, вести поиск необходимых сведений, используя различные источники информации Спасибо за внимание