Презентация по методике преподавания истории в школе Принцип историзма на уроках истории.
История – это постоянные изменения, вечная перестройка кажущейся стабильности.История (ἱστορία — расспрашивание, исследование) — гуманитарная наука, занимающаяся изучением человека (его деятельности, состояния, мировоззрения, социальных связей и организаций и т. д. ...
«Мы стали гражданами мира, но перестали быть в некоторых случаях гражданами России…»Н. М. КарамзинПринцип историзма на уроке истории.
{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}«Создаёт человека природа, но развивает и образует его общество» В. Г. Белинский«Если культуру уничтожить, то народ превратиться в население, а с населением можно не считаться» Фильм «Виртуальная агрессия» Валентины МатвеевойК истории нужно относиться как к истории, а не как к политике.
Возможно ли одновременно быть православным человеком и восторгаться Петром Первым?Можно ли одновременно любить Россию и В. И. Ленина?
Натурализм и историзм – два великих научных творения современного мира, которые не были известны античности и средневековью, тогда как напротив, гордые науки античности и средневековья, метафизика и этика, а также, проникающая в последние метафизические глубины логика пришли в современном мире в упадок или обрели субъективистское искажение.Принцип историзма на уроке истории.
Натурализм оперирует только чисто данными непостижимыми величинами пространства и естественности, историзм же – самопонимание духа, поскольку речь идёт о собственных его созданиях в истории..
Историзм — принцип познания вещей и явлений в их становлении и развитии, в органической связи с порождающими их условиями. Историзм означает такой подход к явлениям, который включает в себя исследование их возникновения и тенденций последующего развития, рассматривает их в аспекте как прошлого, так и будущего. В качестве определённого способа теоретического исследования историзм есть фиксация не любого изменения (пусть даже качественного), а такого, в котором выражается формирование специфических свойств и связей вещей, определяющих их сущность, своеобразие. Историзм предполагает признание необратимого и преемственного характера изменений вещей.Принцип историзма на уроке истории.
Принцип Историзма – способ изучения явлений в их возникновении и развитии, в их связи с конкретными условиями. Следование данному принципу означает рассмотрение исторических явлений в саморазвитии, то есть помогает установить причины их зарождения, выявить качественные изменения на различных этапах, понять, во что превратилось данное явление в ходе диалектического развития. Это дает возможность изучить любое явление с момента возникновения и проследить весь процесс его развития в исторической ретроспективе. Принцип историзма предполагает изучение прошлого с учетом конкретно-исторической обстановки соответствующей эпохи, во взаимосвязи и взаимомообусловленности событий, с точки зрения того, как, в силу каких причин, где и когда возникло то или иное явление, какой путь оно прошло, какие оценки давались ему на том или ином этапе развития. .
Социализация – включение человека в систему общественных отношений, процесс и результат усвоения человеком исторически выработанных социальных норм и культурных ценностей.
В отличие от Н. М. Карамзина, С. М. Соловьёва Ключевский В. О. главное внимание уделял истории не государства, а народа; важную роль в историческом процессе он отводил экономическим и социальным явлениям. Человек вписан во все сферы жизни общества.
Экономическая сфера — система экономических отношений, возникающая и воспроизводимая в процессе материального производства. Основой экономических отношений и важнейшим фактором, определяющим их специфику, выступает способ производства и распределения материальных благ в обществе.Человек вписан во все сферы жизни общества.
Социальная сфера — система социальных отношений, т.е. отношений между группами людей, занимающими различное положение в социальной структуре общества. Изучение социальной сферы предполагает рассмотрение горизонтальной и вертикальной дифференциации общества, выделение больших и малых социальных групп, изучение их структур, форм реализации социального контроля в данных группах, анализ системы социальных связей, а также социальных процессов, протекающих на внутри- и межгрупповом уровне. Человек вписан во все сферы жизни общества.
Политическая сфера (политико-правовая) — система политических и правовых отношений, возникающих в обществе и отражающих отношение государства к своим гражданам и их группам, граждан к существующей государственной власти, а также отношения между политическими группами (партиями) и политическими массовыми движениями. Таким образом, политическая сфера общества отражает отношения между людьми и социальными группами, возникновение которых определяется государством. Человек вписан во все сферы жизни общества.
Духовная сфера (духовно-нравственная) — система отношений между людьми, отражающая духовно-нравственную жизнь общества, представленную такими подсистемами, как культура, наука, религия, мораль, идеология, искусство. Значимость духовной сферы определяется ее приоритетной функцией как системы ценностей общества, которая, в свою очередь, отражает уровень развития общественного сознания и его интеллектуально-нравственный потенциал. Человек вписан во все сферы жизни общества.
Отражает ли содержание плаката в данном варианте изображения связь человека с экономической, социально-политической и духовно-нравственной нагрузкой в решении задачи социализации обучаемых?Есть ли в данной интерпретации искажение исторического факта и исторического явления?Формирует ли такая трактовка культурные, нравственные, исторические ценности при решении задачи социализации обучающихся?
«Летят журавли» Михаил Калатозов 1957 г.
{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}История — это наука о прошлом, настоящем и перспективах развития. Значимость ее трудно переоценить: человек без прошлого — это человек без будущего. История одаривает нас наследием времен, уроки из которых и следует извлечь.При этом важно, насколько история достоверно доносит до нас реальные факты. А. С. Пушкин считал, что в русской истории не надобно прибегать ко лжи и искажениям, даже если это и надобно для воспитательных целей. Он призывал начать изучение истории с голого хронологического рассказа происшествий, безо всяких нравственных или политических рассуждений.Без прошлого невозможно оценить настоящее и заглянуть в будущее.
{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Причины политической раздробленности Руси: 1) совершенствование техники земледелия и орудий труда, развитие хозяйства отдельных княжеств и городов; 2) Господство натурального хозяйства открывало каждому региону возможность отделиться от центра и существовать в качестве самостоятельной земли или княжества; 3) необходимость сильной княжеской власти на местах, а не в далеком Киеве; 4) ослабление внешней опасности со стороны половцев способствовало развитию центробежных сил в стране. Причины крушения СССР:кризис доверия к экономической системе; неудачные попытки реформирования советской системы, приведшие к развалу экономики, что повлекло за собой развал политической системы;моноцентризм принятия решений (только в Москве, т.н. «союзный центр»),центробежные националистические тенденции, проявившиеся в виде межнациональных противоречий и желания отдельных народов самостоятельно развивать свою культуру и экономику;Видеть причинно-следственные связи.
Социализация обучаемых в условиях мирового и парадигмального кризиса
Мы привычно живем, анализируем и оцениваем события по традиционным меркам. Не задумываясь особенно о том, что будет в отдаленном будущем. А между тем это «отдаленное будущее» уже наступило! Неожиданно. Стремительно. Выражаясь языком М. А. Булгакова «как из-под земли выскакивает убийца в переулке»: человечество резко перешло в совершенно новую постиндустриальную эпоху своего развития. Все резко изменилось: политика и экономика, культура и социальная сфера, индивидуальные и общественные отношения, весь образ жизни людей и его стандарты и ценности. История (История с большой буквы) не есть прошлое, это - прошлое и будущее в настоящем. Х. Агнес
Урок истории, как правило, является дисциплиной, введенной государством в общеобразовательных школах. В ходе урока дети и подростки должны изучать историю и должно происходить «изучение истории» (таково общепризнанное понятие). «Изучение истории» гарантирует историческому сознанию обучающихся ориентацию и идентичность в хронологических изменениях. Из этого факта вытекают многие дальнейшие размышления, запросы и указания:1. Урок истории тесно связан с достижениями и опытом исторической науки. На нем не может изучаться и преподаваться ничто, противоречащее накопленным исторической наукой знаниям в трех измерениях: историческое исследование, теория истории, дидактика истории. м
2.Шансы и задача урока истории состоят в том, чтобы противопоставить обучению истории в местах и ситуациях обучения вне школы изучение истории, которое показывает критическое и разумное, связанное с испытанными правилами знакомство с прошедшими действиями и помыслами людей. Это знакомство показывает преимущество исторического разума над изначально ненаучным обращением с прошлым и историей.3. Важная проблема изучения истории в школе поставлена в вопросе школьников «а что общего это имеет со мной?» Этот вопрос является законным долговечным вызовом дидактике истории.и
4. Сегодня может считаться общепризнанным, что изучение истории во многом направлено на то, чтобы научить исторически мыслить и приобретать рефлективное историческое сознание. Урок по истории, согласно удобной сокращенной формулировке, является сегодня более «предметом мышления», чем «предметом знания» . Тем самым целью изучения истории является способность к разумному анализу познаваемого прошлого и истории.м
Принцип историзма на уроке истории.
Спасибо. Успехов в работе.Нехаев Виктор Васильевич – учитель истории МКОУ средней общеобразовательной школы Чехов-7