Презентация по методике преподавания истории на тему Изучение исторических источников на уроках истории
Изучение исторических источников на уроках истории « Для историка не существуетисточников хороших и плохих,достоверных и недостоверных,в каждом источнике так или иначе отразилась какая-то частичка исторической действительности…» Владимир Борисович Кобринд.и.н., профессор Исторический источник К историческим источникам относится все созданное человеком, в том числе и результаты его взаимодействия с окружающей средой, а также памятники письменности, которые в методике называются документами. Исторические источники делятся на 3 основные группы: Вещественные источники: монеты; печати; остатки посуды, украшений, оружия;жилища и т.д.Письменные источники:документы;летописи;мемуары;письма;своды законов.Устные источники:сказки;мифы;былины. Цели работы с историческими источниками: - расширение знаний обучающихся;- развитие приёмов мыслительной деятельности и познавательных способностей обучающихся;- повышение интереса к предмету. Например Создавая образную картину Бородинской битвы, учитель может привести два обращения к войскам накануне сражения. Обращение Наполеона: «Воины! Вот сражение, которого вы столько желали. Победа зависит от вас. Она доставит нам всё нужное, удобные квартиры, скорое возвращение в отечество». И обращение М.И.Кутузова: «Вам придётся защищать землю родную, послужить верой и правдой до последней капли крови». В объяснении, предшествующем изложению документа, учитель указывает источник, подчёркивая, что героизм русской армии, мужество и упорство солдат опираются на высокое понимание своего долга, что ярко показано в обращении М.И. Кутузова. Каждый раз необходимо обращать внимание школьника на то, кем был составлен документ, каким годом или числом он датирован, каково было положение страны в данное время (или международное положение), что узнавали люди нового из содержания данного документа. Учащиеся 5-6-х классов при работе с историческими документами должны уметь: •Определить тип документа. •Определить время написания документа или историческую эпоху. •Определить автора (если возможно) или принадлежность предполагаемого автора к социальной группе. •Расположить несколько документов в хронологическом порядке. •Работать с документами по отдельным вопросам учителя. •Составить конкретные вопросы к документу. •Пересказать содержание документа. •Составить простой рассказ о событиях (о личности) с использованием исторического документа. •Анализировать документ по предлагаемому плану. •Составить развернутый рассказ с использованием нескольких документов. Работа учащихся 7-8-х классов подразумевает более глубокий аналитический характер. Ученики данных классов должны уметь: • Составить вопросы к документам более глубокого аналитического характера. • Анализировать документ по предлагаемому плану (более сложный план). • Анализировать документ в контексте исторической ситуации. • Использовать документ для доказательства собственного мнения. • Проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких исторических документах. • Выстраивать собственные суждения, опираясь на материал одного или нескольких документов Деятельность выпускника основной школы предусматривает творческий характер работы документами. Обучающиеся должны уметь: • Отбирать необходимый материал из нескольких документов для самостоятельного решения учебной задачи. • Сопоставлять исторический документ с другими историческими источниками. • Сопоставлять исторические документы, отражающие различные взгляды на одно и то же событие. • Выявлять причинно-следственные связи событий и фактов, отраженных в историческом документе. • Извлекать из нескольких исторических документов необходимую информацию, обобщать и анализировать. • Свободно оперировать информацией, добытой в результате анализа нескольких исторических документов. Выводы, полученные в результате работы с историческим источником, становятся более убедительными, содействуют конкретизации исторического материала, созданию ярких образов и картин прошлого, создаётся ощущение духа эпохи; значительно расширяется круг социальной информации, осваиваемой учащимися, и, что не менее важно, служат основой для развития познавательной активности школьников.