Презентация к выступлению на МО учителей ИЯ Психологические аспекты обучения иностранным языкам
Психологические аспекты обучения иностранным языкамВыполнила: учитель немецкого языка МКОУ Кривополянская СОШ Брылякова Е.Е.
В зарубежной и отечественной психологии разработан ряд психологических теорий и концепций, касающихся психологических особенностей процесса овладения ИЯ.Специфика обучения ИЯ рассматривается в ряде фундаментальных работ таких педагогов и психологов, как И.М. Берман, И.Л. Бим, М.А. Давыдова, И.А. Зимняя, Г.А. Китайгородская, А.А. Леонтьев, М.В. Ляховицкий, и другие. Многие исследователи посвящают свои работы вопросам обучения ИЯ учащихся средней общеобразовательной школы (И.А. Зимняя, Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез, С.К. Фоломкина, С.Ф. Шатилов, Е.И. Пассов, И.Л. Бим и др.).
Личностно-деятельностный подход к обучению ИЯ определяет и выбор ключевых проблем. взаимодействие учителя и учащихся как равнопартнёрское учебное сотрудничествопсихологическая характеристика учителя и учеников как субъектов учебной деятельности и педагогического общения психологические особенности самой учебной деятельности учеников
Психологические особенности обучения иностранным языкам отражаются в методике преподаванияГ. Е. Ведель указывает следующие проблемы: механизмы мышления в первом и втором языках, их возникновение и их функционирование, и роль перевода при этом; возрастающий уровень овладения вторым языком: от знаний до способностей - умений - навыков; роль механической памяти и возрастных особенностей в усвоении второго языка; обучение буквенному и образно-словесному чтению, а также чтению с пониманием и чтению с последующим переводом; обучение грамматике по правилам и по моделям предложений, последовательное рассмотрение грамматических явлений на занятиях.
Основные значения процесса обучения ИЯ на современном этапе развития нашего общества общеобразовательное значение Культуроведческий аспект, который обеспечивает «диалог культур»
Межкультурное обучение имеет целый ряд объективно существующих факторов лингвоэтнокультурная самоидентификация личности;международное сотрудничество и контакты людей, в том числе в повседневной коммуникации;поликультурная реальность, мультилингвальный контекст.межкультурный обмен, в том числе с помощью новых информационных и коммуникационных технологий;геоэкономический мир и постнациональная реальность (геокультурные миры и транснациональная реальность).
Е.И. Вишневский выделил три фундаментальных аспекталингвистический, психологический социальный
Мотивация в обучении иностранному языку.М. Сигуан и У. Ф. Макки выделили два типа мотивации осознание полезности стремление к интеграции в говорящую на этом языке группу
Условия для повышения мотивации обучащихся к изучению ИЯ и снятия психологических барьеров: Учитель должен помочь обучащемуся осознать/осмыслить приобретаемый им опыт межкультурного общения.В школе должны быть созданы условия для участия школьников в различных проектах. Учитель должен быть заинтересован в культурно-образовательных обменах школьниками В школе должны быть созданы условия для межкультурного взаимодействия (предполагается переписка школьниками через интернет, электронную почту и почту). Учителю необходимо применять на своих уроках всевозможные средства наглядности (аутентичные аудио-видеоматериалы, текстовые материалы и ИКТ)
Резюмируя сказанное Технология формирования межкультурной компетенции строится на основе интеграции диалогового, проектного методов обучения и приемов критического мышленияОрганизация обучения на основе личностно-деятельностного подхода означает, что все методические решения учителя должны преломляться через призму личности обучаемого – его потребностей, мотивов, способностей, активности, интеллекта и других индивидуально-психологических особенностей.